Урок 2. Эскизы
Что нужно узнать до начала работы над сайтом?
Прежде, чем рассуждать об эскизах, стоит вспомнить, откуда эти эскизы растут. Поговорим о самом главном враге дизайнера: о заказчике.
Клиент, пришедший заказывать сайт, в очень редких случаях имеет представление о том, что ему нужно. Его пожелания могут выражаться в неопределённых фразах «сделайте как у
» или «только чтобы было не как у
», он способен нести невообразимую чушь, которую вы выслушаете не поморщившись, а может молчать, ожидая всё необходимое услышать от вас. Я понимаю, что многим наёмным дизайнерам никогда не приходится сталкиваться непосредственно с клиентом, но мало ли что
всякое бывает.
Теоретически можно поступить как в старом анекдоте про официанта, долго и с прилежанием выслушивавшего пожелания клиента касательно возраста барашка, места, откуда взять вырезку, времени прожаривания и набора специй, а потом прооравшего на кухню: «Вася! Лангет раз!», но лучше всё-таки сделать иначе.
Вне зависимости от того, общаетесь вы непосредственно с клиентом или с собственным менеджером, который уже принял заказ, вы должны получить ответы на несколько ключевых вопросов. Даже если вы заняты собственной домашней страничкой, обязательно нужно знать ответы на большинство из них.
1. Чему должен быть посвящён сайт? Каков профиль деятельности фирмы?
Эта информация будет особенно полезна в том случае, если клиент не имеет представления о том, как должен выглядеть сайт, и даст вам возможность 'пофантазировать' на заданную тему, продумывая стиль эскизов.
2. Существует ли фирменный стиль? Если да, то в каком виде?
Фирменный стиль обычно представляет собой сочетание логотипа, «фирменных» цветов и набора стилизованных изображений, так или иначе ассоциирующихся с продуктом, который производит компания, или «устойчивыми» рекламными лозунгами, слоганами. Понятно, что всё это необходимо использовать при разработке веб-представительства компании. В худшем случае у заказчика найдутся образцы печатной продукции, в лучшем файлы с изображениями и информация о цветах.
3. Каковы пожелания относительно сайта? Что обязательно и чего нельзя допустить?
Нередко у заказчика есть набор требований с дизайну. Например, если компания называется Learning Dividends (реальный пример), пожелания клиента в отношении логотипа могут звучать так: «Только не две сплетённые буквы LD! Мы уже отрубили головы пятнадцати дизайнерам, предлагавшим нам подобное.». Если фирма, скажем, занимается цифровой обработкой изображений, клиент может потребовать использовать «где-то на сайте» изображение двоичного кода в качестве бэкграунда банально, но ЭТОГО ХОЧЕТ КЛИЕНТ, поэтому будьте любезны
Чем больше таких пожеланий вы соберёте, тем проще вам будет жить.
4. Какого типа контент будет размещён на сайте?
Если сайт должен содержать много текстовой информации, можно предложить клиенту один из типовых вариантов компоновки контента, например так называемый «новостной» дизайн а-ля Gazeta.RU. Смысл здесь не в каких-то «стандартах», а в том, что такая компоновка облегчает чтение больших объёмов информации. Если же фирма заказчика, к примеру, торгует видеоиграми, и основную часть сайта будут составлять скриншоты или изображения фирменных коробок с продуктом, можно попытаться придумать оригинальный дизайн, в котором прямоугольные скриншоты или коробки окажутся вписанными в какую-то более интересную композицию.
5. В каком виде заказчик предоставит контент?
Это уже чисто технический вопрос, который скажет вам, чем придётся заняться в ближайшее время: сканированием текста или переводом оного из нечитабельных форматов в приемлемые. Больше всего мне запомнился заказчик, который принёс документы в формате TeX, да ещё потребовал сохранить оригинальный шрифт
в общем, всякое бывает.
6. Какие браузеры должны поддерживаться?
Понятно, что, если клиенту нужен Flash или динамические меню, о поддержке IE 3.0 и подобных ему браузеров не может быть и речи, но не все об этом знают
вы должны очень чётко представлять себе технические возможности разных версий. И наоборот: если поддержка Netscape 2.0 является обязательной, никакие технические изыски невозможны.
7. Какова пропускная способность линий большей части аудитории сайта?
Ни для кого не секрет, что большинство российских пользователей интернета до сих пол пользуется dial-up, который ещё иногда делится на 2030 компьютеров какого-нибудь офиса. В этом случае текст и графика отдельно взятой страницы сайта не должны весить больше 30-ти, максимум 50-ти килобайт. В случае западной аудитории можно позволить себе создавать странички весом в 50100 килобайт, но перегрузка сайтов графикой в любом случае не является хорошим тоном.
Если что-то из этого списка осталось неясным, нужно обязательно «догнать и выяснить».
О заказчике мы поговорили, давайте вернёмся к эскизам.
С чего начать рисование эскиза?
Начать нужно с предположения, что заказчик может отвергнуть ваш рисунок без объяснения причин. Ну, не нравится ему, и всё! Вообще говоря, по статистике только 6 процентов взрослого населения способны внятно и аргументированно объяснить свои пристрастия и антипатии. Заказчик может просто не переносить зелёный цвет, и вы с этим ничего не поделаете. Лучше, правда, если вы узнаете об этом заранее.
Именно поэтому эскиз может быть единственным только в том случае, если вы работаете на себя, любимого. Лучше всего нарисовать три варианта, отличающиеся, компоновкой материала и цветовой гаммой. Поступив так, вы дадите возможность клиенту выбор: «цвет, как на первом эскизе, текст чуть крупнее, чем на втором, но тем же шрифтом, и надо куда-то прилепить вот ту красивую картиночку с третьего». Принеся единственный эскиз, вы рискуете нарваться на «нет, что-то не то... не знаю, что именно, но мне не нравится!», и всё можно начинать сначала.
Предположим, что сайт, который вам предстоит построить, должен содержать много текстовой информации, что сразу наводит на мысли о «новостном дизайне». А вот на а первой странице клиент желает разместить «что-то другое». Что это нам даёт?
Так как опыта у нас с вами пока что кот наплакал, попробуем пойти по пути наименьшего сопротивления. Посмотрите на приведённый ниже рисунок.
Ничего оригинального, правда? И тем не менее из таких набросков тоже можно сделать конфетку. Давайте остановимся на этом рисунке поподробнее: представьте себе, что это реальные эскизы, уменьшенные настолько, что всех деталей просто не видно.
Часть «а» представляет собой так называемый splash-screen. Достаточно часто бывает так, что все страницы сайта имеют примерно один и тот же вид, но в нашем случае заказчику хочется разнообразия, которое мы ему и предоставим. Понятно, что на месте серого овала должна быть какая-то оригинальная картинка, на худой конец грамотно выполненный коллаж, имеющий непосредственное отношение к роду деятельности клиентской фирмы. Здесь же вы видите только общий контур, который можно изменить тысячей способов. В середине овала располагается логотип, окружённый какими-то пиктограммами с названиями разделов. Теперь замените овал вашим коллажем, нарисуйте оригинальные картинки, соответствующие тематике разделов, подберите шрифт
результат будет совершенно не похож на приведённый выше рисунок, но идея сохранится. Добавлю, что на splash-screen обычно даётся описание авторских прав и/или имя студии или дизайнера. Второе далеко не всегда.
Теперь перейдём к части «b», прототипу страниц второго уровня. Поскольку текст является главной частью содержания таких страниц, полоса с ним должна быть в центре композиции. Слева может разместиться панель навигации, сверху и снизу, например, баннеры. Правая часть остаётся незадействованной, её увидят только владельцы мониторов с большим разрешением. И снова даже если оставаться в рамках изображенной схемы есть возможность выбора: цветов, вида кнопок, оформления иллюстраций, если таковые имеются, разделителей блоков текста и чего угодно ещё.
Придумайте ещё несколько вариантов. И если даже они будут отличаться друг от друга только цветом, можно будет СРАВНИВАТЬ, и соответственно у вас или у заказчика появится отправная точка, что-то, от чего можно будет оттолкнуться при дальнейшем обсуждении.
Приступив к эскизу, не увлекайтесь детализацией: пусть первый набросок (желательно на бумаге, а не в Photoshop) будет не подробнее тех, которые нарисовал я. Чрезвычайно важно увидеть всю композицию целиком, и тогда придёт понимание того, какие цвета лучше подобрать, какими сделать контуры элементов, нужна ли симметрия и геометричность.
Не стану скрывать, описание одного из возможных подходов вышло довольно-таки убогим, но иначе и не могло быть: человека можно научить перегонять с место на место пикселы в Photoshop, но даже самый первый шаг в дизайне он может сделать только сам, и первый же самостоятельно сделанный эскиз даст вам чувство уверенности в своих силах. Но не расслабляйтесь: нет гарантии, что первый же ваш шедевр удастся перевести в HTML. ;-)
Техника выполнения эскиза
Создавая в Photoshop новый файл для эскиза, правильно выберите параметры этого файла, изменить их позже будет значительно труднее или просто невозможно при условии сохранения качества картинки.
До начала работы загляните в пункт меню File | Preferences. В разделе Display & Cursors установите тип курсора Brush Size для Painting Cursors и Precise для Other Cursors. Если этого не сделать, с функциями наподобие Crop будет затруднительно работать. Не забудьте задать прозрачный фон.
Установите разрешение 72 точки на дюйм, этот параметр является стандартным для веб-графики. Если вы хотите создать эскиз с разрешением 600800 точек на дюйм (такой подход часто встречается у дизайнеров, привыкших работать с печатью) и перед сохранением его в нужном формате уменьшить разрешение до требуемого, имейте в виду, что из этого ничего не выйдет: качество картинки будет безвозвратно потеряно. Фотографические изображения после этой процедуры могут сохранить приемлемое качество, а вот все построения, основанные на графических примитивах, погибнут.
Выбирая размер картинки, принимайте во внимание разрешение экранов посетителей сайта (если вы работаете при 1600х1200, это ещё ничего не значит: обязательно посмотрите, как выглядит ваш рисунок при меньшем разрешении). Минимальной величиной, которую стоит принимать в расчёт, на сегодняшний день является разрешение 800х600, соответственно с вычетом правой полосы прокрутки ширина рабочей области эскиза должна быть не более 750 пикселов. Вертикальный размер для начала сделайте равным 500 пикселам. Понятно, что реальная высота страниц с текстом может быть значительно больше, но для тестового абзаца, призванного показать, как будут выглядеть заголовки, собственно текст и все обрамляющие его элементы дизайна, этого достаточно. Если вы делаете эскиз сплэш-скрина или любой другой страницы, которая должна уместиться в рабочую область браузера без полос прокрутки, этого даже слишком много
что, впрочем, касается и ширины.
Начиная работу над эскизом, подумайте о том, какого цвета будет фон страницы. Я рекомендую залить этим цветом основной слой (background) рабочего файла в Photoshop и все дальнейшие построения проводить на расположенных выше дополнительных слоях. Ни в коем случае не сливайте слои до того, как совершенно уверитесь в том, что все их элементы больше не подлежат изменению! Если есть возможность, старайтесь вообще все более-менее значительные элементы эскиза оставлять на разных слоях.
Несколько слов о форматах графических файлов. Изображения, состоящие из графических примитивов и использующие ограниченную палитру, нужно сохранять в формате GIF, позволяющем вручную определить количество цветов. То же относится к прозрачным картинкам: пункт меню File | Export позволяет добиться нужного эффекта при условии использования формата GIF. Фотографические изображения обычно сохраняют в формате JPEG (для этого удобно пользоваться функцией File | Save for Web). Если ваш эскиз включает в себя оба типа графики, картинку всегда можно разрезать на несколько частей, сохранить их в различных форматах и потом объединить в одно изображение в HTML-файле с помощью табличной вёрстки.
Осталось сказать несколько слов о тексте.
К сожалению, очень немногие начинающие дизайнеры в процессе разработки эскиза обращают внимание на текст, который предполагается разместить на моделируемой веб-странице. Тем не менее, текст самая важная часть дизайна. Запомните четыре правила работы с текстом:
Правило первое:
Чёрные буквы на белом фоне это нормально. Тёмные буквы на светлом фоне это приемлемо. Светлые буквы на тёмном фоне ваша концепция дизайна должна быть очень ценной, чтобы требовать такого сочетания цветов! Белые/синие/зелёные/красные буквы на чёрном фоне попытка не засчитана, попробуйте ещё раз.
Правило второе:
Количество символов в строке не должно превышать 6065. Учтите это, особенно если вы делаете «резиновый» дизайн, при котором ширина колонок таблиц (в том числе и той колонки, которая содержит текст) изменяется в зависимости от ширины окна браузера. Строка с большим количеством знаков не будет читаться.
Правило третье:
Каждый абзац текста должен быть отделён от прочих элементов страницы полями цвета фона. Текст, «наезжающий» на границы колонки, в которой он расположен, не читается.
Правило четвёртое:
Каким бы красивым не показался вам какой-либо шрифт, установленный на вашем компьютере, имейте в виду, что он может отсутствовать на компьютере посетителя страницы. Поэтому экзотические шрифты подходят только для тех текстовых элементов, которые предполагается выполнить в виде графики. Все остальные шрифты должны быть взяты из стандартного набора, входящего в поставку операционной системы. Подробнее об этом мы поговорим в одном из следующих уроков.
Возможно, вы будете разочарованы, но я не буду объяснять, как правильно работать в Photoshop или как добиться того или иного визуального эффекта. Всему этому вам предстоит научиться самостоятельно
в интернете достаточно соответствующих ресурсов, да и бумажных книг этому предмету посвящено немало. Дерзайте!
Если вам всё-таки никак не удаётся представить себе, как ваш эскиз будет выглядеть в интернете, сделайте скриншот окна браузера, вырежьте из него страницу и сохраните этот файл на диск. Теперь вы сможете «разместить» в нём любой из ваших эскизов.
Соответственно наоборот, если вы хотите посмотреть, как выглядели эскизы того или иного понравившегося вам сайта, сделайте его скриншот, обрежьте края и посмотрите, что получится. Очень полезное занятие, смею вас заверить!
Как появился на свет этот сайт
Для сайта «Artefact» (имеется в виду версия дизайна, существовавшая до 1.09.06) я сделал всего два эскиза. Первый для страницы, на которую вы попадали по адресу http://artefact.lib.ru.
Линии синего цвета показывают, как был разрезан эскиз для изготовления HTML-страницы. Серая область пустое место, здесь на реальной странице находился текст. Эскиз состоял из двух слоёв: на верхнем только синяя точка, передвигающаяся по оглавлению вслед за курсором мыши, на нижнем всё остальное.
Позже графическая часть сайта была организована несколько иначе: вместо того, чтобы «нарезать» оглавление на много маленьких картинок, я сохранил его как один GIF-файл, использовав для расстановки сылок технологию Image Map, о которой мы поговорим в одном из уроков, посвящённых HTML.
А вот эскиз страниц второго уровня:
Схема та же: синий цвет показывает линии разреза, два слоя, один из которых содержит только синюю точку. Пока что совершенно непонятно, почему всё именно так, а не иначе, правда? Это ничего: всё встанет на свои места, когда мы с вами будем осваивать табличную вёрстку« или когда вы попытаетесь самостоятельно «собрать» более-менее сложную страницу.
Последний шаг полосатый фон. Для того, чтобы добиться нужного эффекта, нужно просто залить соответствующие области страницы картинкой, дающей при многократном повторении серые горизонтальные полосы. Вот так она выглядит при шестнадцатикратном увеличении (GIF, два цвета, 536 байт, реальный размер 10х9 пикселов):
На всякий случай я сохранил страницы первого и второго уровней, можете взглянуть, как это выглядело.
...
На этом я хочу закончить обсуждение Photoshop, эскизов и разного рода графики. В следующий раз мы с вами напишем код простейшей веб-страницы и постараемся в нём разобраться, а к упражнениям с графикой для веб вернёмся немного позже и уже на другом уровне. Удачи!
Урок 1. Основы | Урок 3. Простейшая веб-страница
наверх
| |
|