Артефакт

Урок 7. Слои

Странная вещь веб-дизайн: разных ограничений и запретов в нём значительно больше, чем возможностей. Скажем, в любой программе для создания графики можно накладывать объекты друг на друга, создавая многослойные структуры, менять порядок следования и взаимное расположение слоёв, короче говоря — некоторым образом выходить из плоскости страницы в третье измерение.

HTML предлагает нам урезанную версию этой техники: пользуясь специальными контейнерами, мы можем позиционировать прямоугольные блоки контента поверх базовой страницы, иногда даже в несколько слоёв, и менять их порядок.

Синтаксис

HTML предлагает несколько синтаксисов описания слоёв. Мы поговорим о единственном из используемых контейнеров, распознаваемом в этом качестве обоими браузерами: контейнере <DIV>.

В общем виде он записывается примерно так:

<DIV id="имя_слоя"
     style="position:absolute; left:0; top:0; width:637px;
     height:266px; z-index:0">
  ...
</DIV>

Область, ограниченная этим контейнером, получает независимость в пределах окна браузера и может быть размещена где угодно в этом окне поверх основной страницы или под ней (к слову сказать, второе в Netscape сработает только в том случае, если основную часть контента мы тоже оформим как слой).

Теперь подробнее. Параметр id определяет уникальный идентификатор объекта (контейнера) <DIV>, иначе говоря, задаёт имя слоя. Дальше идёт описание стиля объекта: кроме непривычного синтаксиса, который мы рассмотрим во время уроков, посвящённых CSS, там всё должно быть достаточно ясно, за исключением, пожалуй, двух параметров.

Запись position:absolute определяет тип позиционирования объекта. Вдаваться в подробности мы сейчас не будем, достаточно понять, координаты, приведённые чуть дальше в том же стиле, жёстко заданы для верхнего левого угла слоя, а точка отсчёта привязана к верхнему левому углу документа (бордюр и тулбары окна браузера не в счёт).

Запись z-index:0 задаёт порядок следования слоёв. Слой с меньшим индексом находится ниже, с большим — выше.

А ещё слои можно 'включать' и 'выключать', то есть по желанию делать их то видимыми, то невидимыми: именно так, кстати, работают динамические меню. Но об этом мы поговорим попозже.

Заключение

Следующий урок я хочу посвятить объектной модели документа HTML. С этого момента начнётся систематический подход к изучению структуры веб-страницы, и многие уже описанные вещи будут рассмотрены заново на качественно ином уровне.

Спеша перейти к более серьёзным вещам, я потратил очень немного времени на описание фреймов и слоёв. Тем не менее, так и нужно было поступить: обе темы не заслуживают долгих рассуждений, достаточно того, что вы попробуете применить полученные знания на практике хотя бы один раз, но уж это совершенно необходимо: иначе дальше будет действительно сложно.

На сегодняшний день — при условии, что вы занимались самостоятельно — вы уже ЗНАЕТЕ основы языка HTML. Я ничего не говорил о таблицах? Просмотрите ровно пять строк спецификации, посвящённые этим непостижимым объектам. ;-)

Впереди практические советы по вёрстке страниц, и вот там уж мы поговорим и о королях, и о капусте: сейчас достаточно было понять, из чего сделан HTML. Эти уроки прежде всего рассчитаны на думающих людей. То есть на вас.

До встречи!

Урок 6. Фреймы | Урок 8. Объектная модель документа

Новости раздела

18 ноября 2020 г.
Комплектация библиотеки файлами .fb2

Ещё на сайте

Библиотека
Языки
Друзья
Канада
Авторский угол

Интернет

CPAN
Citforum
W3C.org
useit.com
Типомания
Code Charts
ру/ководство
Лаборатория dk
WebReference.com
Спецификация Perl
Заметки HTML-кодера
Анатомия Adobe Photoshop
The Apache Software Foundation


Рейтинг@Mail.ru

wordpress statistics

Рейтинг@Mail.ru