|
Аркадий и Борис Стругацкие (19251991, 19332012) русские советские писатели, сценаристы, одни из немногих советских авторов научной и социальной фантастики, оказавшихся востребованными после распада СССР.
Во второй половине 1950-х годов военный переводчик А. Н. Стругацкий при помощи журналиста Л. Петрова и писателя и разведчика Р. Кима опубликовал документальную повесть «Пепел Бикини» (журнальные варианты 1956 и 1957 годов, книжное издание 1958 года) и устроился на должность редактора в Гослитиздат. Б. Н. Стругацкий, работавший в Пулковской обсерватории, также обладал литературными амбициями; по преданию, братья на пари решили писать в соавторстве. В 19571959 годах Аркадий и Борис Стругацкие написали повесть «Страна багровых туч» и несколько рассказов, которые сразу обратили на себя внимание критиков. В 1964 году Стругацких приняли в Союз писателей СССР. После многих лет экспериментов был разработан метод работы, включавший не только совместное обсуждение идей, но и устное проговаривание каждой фразы. Работа над текстом шла по детальному плану, который разрабатывался заранее и многократно обсуждался.
Начав с произведений в синтетическом жанре приключенческой и научно-технической фантастики, Стругацкие быстро перешли к социальной прогностике и моделированию в форме «реалистической фантастики», идейное содержание которой обёрнуто в острый сюжет. Большинство их книг посвящены установлению контакта с иным разумом, рассмотрению вопроса о допустимости и оправданности вмешательства либо невмешательства в естественную эволюцию цивилизаций любых типов, изучению разных форм утопии. Немало места в их творчестве уделялось проблеме идеологизации и деидеологизации общества и роли культуры в государстве. В первой половине 1960-х годов Стругацкие создали единый фантастический метамир, условно именуемый «Мир Полудня», в котором разворачивается действие почти десятка повестей. Выстроенный ими образ коммунизма эволюционировал в сторону перманентной геополитической и «геокосмической» экспансии и сопряжённых механизмов социального контроля. Рассмотрение различных форм утопии привело Стругацких (начиная с «Далёкой Радуги») к убеждению в неизбежности раскола человечества на неравные по численности страты, не все представители которых пригодны для вступления в светлое будущее и достойны этого. Беспокоила соавторов и перспектива создания биологической цивилизации, кардинально реконструирующей природу человека и противостоящей технической культуре. Начиная с 1980-х годов Б. Н. Стругацкий приступил к переосмыслению их с братом-соавтором творческого пути в русле либерализма и диссидентства.
Достигнув большой известности в 1960-е годы, Стругацкие попали в полосу гонений против философской фантастики в СССР со стороны Отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС и руководства комсомола. В 1970-х первой половине 1980-х годов сократилось число изданий и переизданий, ряд объёмных текстов приобрёл полузапретный статус, ходил в самиздате («Гадкие лебеди»). На основе неопубликованной тогда повести «Пикник на обочине» Стругацкие написали для А. Тарковского сценарий фильма «Сталкер» (1979). В 1980-е годы Стругацкие стали одними из наиболее издаваемых советских писателей, символом независимости мысли, были награждены Государственной премией РСФСР имени М. Горького (1986). В 19911994 годах издательство «Текст» выпустило первое собрание сочинений Стругацких. В 1990-е годы вышло множество изданий, в том числе серия «Миры братьев Стругацких». Коллектив исследователей Стругацких (так называемая «Группа Людены») в 20012003 годах выпустил 11-томное собрание сочинений на основе архивных текстов, а в 20152022 годах полное собрание сочинений Стругацких в 33 томах.
Творчество Стругацких оказало заметное влияние на распространение инакомыслия в среде советской интеллигенции в 19701980-е годы.
Друзья! Если вас не устраивает качество текстов, исправьте их и пришлите мне, другие читатели скажут вам «спасибо». Претензии не рецензируются и не возвращаются.
<Цикл о начале XXI века> |
Страна багровых туч | RUS | | | 456 Кб |
|
Путь на Амальтею | RUS | | | 113 Кб |
|
Стажёры | RUS | | | 322 Кб |
|
Хищные вещи века | RUS | | | 256 Кб |
|
</Цикл о начале XXI века> |
<Цикл, посвящёный XX веку> |
Возвращение (Полдень. XXII век) | RUS | | | 393 Кб |
|
Далёкая Радуга | RUS | | | 188 Кб |
|
Малыш | RUS | | | 227 Кб |
|
Парень из преисподней | RUS | | | 156 Кб |
|
Попытка к бегству | RUS | | | 149 Кб |
|
Трудно быть богом | RUS | | | 276 Кб |
|
Обитаемый остров | RUS | | | 497 Кб |
|
Жук в муравейнике | RUS | | | 283 Кб |
|
Волны гасят ветер | RUS | | | 237 Кб |
|
Беспокойство (Улитка на склоне 1) | RUS | | | 66 Кб |
|
</Цикл, посвящёный XX веку> |
<Юмористический цикл о НИИЧАВО> |
Понедельник начинается в субботу | RUS | | | 323 Кб |
|
Сказка о Тройке («Ангарский» вариант) | RUS | | | 179 Кб |
|
Сказка о Тройке (Полный вариант) | RUS | | | 273 Кб |
|
</Юмористический цикл о НИИЧАВО> |
<Произведения, не объединённые в циклы> |
Второе нашествие марсиан | RUS | | | 148 Кб |
|
Гадкие лебеди | RUS | | | 326 Кб |
|
Град обречённый | RUS | | | 591 Кб |
|
За миллиард лет до конца света | RUS | | | 173 Кб |
|
Извне | RUS | | | 104 Кб |
|
Мир иной | RUS | | | 145 Кб |
|
Отель «У погибшего альпиниста» | RUS | | | 102 Кб |
|
Отягощённые Злом, или 40 лет спустя | RUS | | | 306 Кб |
|
Пикник на обочине | RUS | | | 249 Кб |
|
Повесть о дружбе и недружбе | RUS | | | 85 Кб |
|
Улитка на склоне | RUS | | | 301 Кб |
|
Хромая судьба | RUS | | | 225 Кб |
|
</Произведения, не объединённые в циклы> |
<Рассказы> |
Белый конус Алаида | RUS | | | 43 Кб |
|
Бедные злые люди | RUS | | | 21 Кб |
|
В наше интересное время | RUS | | | 24 Кб |
|
Забытый эксперимент | RUS | | | 47 Кб |
|
Испытание СКИБР | RUS | | | 40 Кб |
|
Первые люди на первом плоту | RUS | | | 29 Кб |
|
Песчаная горячка | RUS | | | 26 Кб |
|
Спонтанный рефлекс | RUS | | | 43 Кб |
|
Частные предположения | RUS | | | 44 Кб |
|
Человек из Пасифиды | RUS | | | 52 Кб |
|
Чрезвычайное происшествие | RUS | | | 36 Кб |
|
Шесть спичек | RUS | | | 44 Кб |
|
Ночь на Марсе | RUS | | | 35 Кб |
|
Глубокий поиск | RUS | | | 40 Кб |
|
О странствующих и путешествующих | RUS | | | 30 Кб |
|
Почти такие же | RUS | | | 41 Кб |
|
Поражение | RUS | | | 39 Кб |
|
</Рассказы> |
<Сценарии> |
Дни затмения (За миллиард лет до конца света) | RUS | | | 109 Кб |
|
Машина желаний (Пикник на обочине) | RUS | | | 84 Кб |
|
Машина желаний (Один из вариантов) | RUS | | | 75 Кб |
|
Сталкер (Литературная запись фильма А. Тарковского) | RUS | | | 66 Кб |
|
Понедельник начинается в субботу | RUS | | | 93 Кб |
|
Пять ложек эликсира | RUS | | | 79 Кб |
|
Туча (Гадкие лебеди) | RUS | | | 92 Кб |
|
Жук в муравейнике | RUS | | | 121 Кб |
|
Девятая планета Тайи | RUS | | | 22 Кб |
|
</Сценарии> |
<Пьесы> |
Жиды города Питера, или невесёлые беседы при свечах | RUS | | | 73 Кб |
|
Без оружия | RUS | | | 119 Кб |
|
</Пьесы> |
<А. Стругацкий как С. Ярославцев> |
Экспедиция в преисподнюю | RUS | | | 338 Кб |
|
Дьявол среди людей | RUS | | | 165 Кб |
|
Подробности жизни Никиты Воронцова | RUS | | | 66 Кб |
|
</А. Стругацкий как С. Ярославцев> |
<Б. Стругацкий как С. Витицкий> |
Поиск предназначения, или 27-я теорема этики | RUS | | | 568 Кб |
|
Бессильные мира сего | RUS | | | 467 Кб |
|
</Б. Стругацкий как С. Витицкий> |
<Не вошедшее в окончательные произведения> |
Улитка на склоне (фрагмент из главы третьей) | RUS | | | 19 Кб |
|
</Не вошедшее в окончательные произведения> |