Артефакт

Ричард Докинз / Clinton Richard Dawkins

Если вы автор, переводчик или издатель, пожалуйста, прочтите вот это.
Please read this if you are an author, a translator or a publisher.

Ричард Докинз (1941) — английский этолог, эволюционный биолог, учёный (индекс Хирша 19) и популяризатор науки. Заслуженный сотрудник Нью-колледжа. С 1995 по 2008 год работал профессором Оксфордского университета в составе Саймонского профессората популяризации науки. Читать дальше

Докинз стал известен в 1976 году, когда вышла в свет его книга «Эгоистичный ген», в которой обосновывается геноцентричный взгляд на эволюцию. В 11 главе этой книги также был введен в лексикон термин «мем», обозначающий единицу культурной информации (аналогичную гену в генетике), копирующуюся и передающуюся от одного носителя к другому и подверженную мутации, естественному отбору и искусственной селекции. В 1982 году Докинз сделал значительный вклад в понимание эволюции, написав книгу «Расширенный фенотип», в которой изложил идею, что фенотипические эффекты гена не ограничены организмом особи и могут простираться на среду обитания, включая организмы других особей.
Докинз — атеист, вице-президент Британской гуманистической ассоциации, известный участник движения Brights. Хорошо известен как критик креационизма и разумного замысла. В своей книге 1986 года «Слепой часовщик» Докинз оспаривает аналогию с часовщиком — креационистский аргумент в пользу существования сверхъестественного создателя, базирующийся на том, что человек, как и часы, является сложным объектом, а значит, тоже должен иметь создателя. В своей книге Докинз показывает, что в качестве «создателя» наблюдаемых людьми сложных организмов выступает слепой процесс эволюции. С тех пор он написал несколько научно-популярных книг, неоднократно появлялся на радио и телевидении и участвовал во множественных дискуссиях, преимущественно на эту тему. В своей книге 2006 года «Бог как иллюзия» Докинз освещает множество проблем касательно религии и, в частности, утверждает, что вероятность существования какого-либо сверхъестественного создателя крайне мала, а религиозная вера — это иллюзия. По состоянию на январь 2010 года книга на английском языке была распродана тиражом более двух миллионов экземпляров и переведена на 31 язык.
Ричард Докинз родился в Найроби, Кения. Его отец, Клинтон Джон Докинз (1915—2010), был гражданским сельскохозяйственным чиновником в Британской колониальной службе в Ньясаленде (теперь Малави). У Докинза есть младшая сестра. Его отец был призван в качестве королевского африканского стрелка во время Второй мировой войны и вернулся в Англию в 1949 году, когда Ричарду было восемь лет. Его отец получил в наследство Нортон-Парк, который из загородного поместья был превращён им в ферму. Оба его родителя интересовались естественными науками и старались отвечать на вопросы Ричарда в научной терминологии.
Докинз описывал своё детство как типично англиканское. Хотя он начал испытывать сомнения в существовании Бога, когда ему было девять лет, на тот момент телеологический аргумент казался ему убедительным и он продолжал считать себя христианином. В более поздней юности он пришёл ко мнению, что эволюция является более полным и убедительным объяснением сложности жизни, и перестал верить в Бога.
Докинз изучал зоологию в Колледже Баллиол, Оксфорд, где его руководителем был обладатель Нобелевской премии Николас Тинберген. После окончания колледжа в 1962 году он продолжил обучаться под руководством Тинбергена и к 1966 году получил степень доктора философии. Тинберген занимался исследованием поведения животных, в частности инстинкта, обучения и принятия решений. Работы Докинза того периода также касались моделей принятия решений у животных. Он также получил степень доктора науки DSc в Оксфорде.
С 1967 по 1969 годы был старшим преподавателем зоологии в Калифорнийском университете в Беркли. В то время студенты и преподаватели университета участвовали в протестах против Вьетнамской войны, в которых принял участие и Докинз. Он вернулся в Оксфордский университет в 1970 году, где занял должность старшего преподавателя, а в 1990 году — профессора зоологии. В 1995 году он был назначен на должность профессора Симони, учреждённую Чарльзом Симони с целью популяризации науки в какой-либо научной области.
В своих научных работах Докинз развивает геноцентрический взгляд на эволюцию. Эту позицию он описывает в своих книгах «Эгоистичный ген» и «Расширенный фенотип». Как этолог, изучающий поведение животных и его роль в естественном отборе, он продвигает идею, что ген является ключевой единицей отбора в эволюции.
Докинз скептически относится к неадаптивным процессам в эволюции и отбору на уровнях «выше» генов. В особенности он скептичен к целесообразности применения группового отбора для понимания феномена альтруизма. На первый взгляд такое поведение кажется эволюционным парадоксом, поскольку оно сопряжено с затратой ценных ресурсов и, таким образом, уменьшает приспособленность организма. Многие интерпретировали это как аспект группового отбора: особи выбирают такую стратегию поведения, которая помогает выжить не только им, но и популяции или виду в целом. Британский эволюционный биолог Уильям Дональд Гамильтон предложил использовать геноцентрический подход для объяснения альтруизма — особи ведут себя так по отношению к своим близким, поскольку те обладают большим количеством общих с ними генов. Похожим образом Роберт Триверс, используя подход геноцентрической модели, разработал теорию взаимного альтруизма, где организм действует во благо другого организма в ожидании будущей выгоды. Докинз популяризовал и развил эти идеи в «Эгоистичном гене».
Критики подхода Докинза полагают, что рассматривать ген как единицу отбора — отдельного случая, в котором особь либо оставляет потомство, либо нет — ошибочно, поскольку ген лучше подходит для роли единицы эволюции — долгосрочных изменениях в частоте аллелей в популяции. Часто также высказывается возражение, что гены не могут выжить в одиночку, а должны действовать согласованно в едином организме и, соответственно, не могут служить независимой «единицей». В «Расширенном фенотипе» Докинз пишет, что вследствие генетической рекомбинации и полового размножения с точки зрения отдельного гена все остальные гены особи являются частью среды, к которой он адаптируется.
Докинз является заметным критиком креационизма, религиозного убеждения, что вселенная и человечество были созданы Богом. Он описывает позицию младоземельных креационистов, утверждающих, что Земле всего несколько тысяч лет, как «нелепую, сужающую разум ложь». В своей книге «Слепой часовщик» Докинз критикует аналогию часовщика, телеологический аргумент в пользу креационизма, описанный теологом Уильямом Пейли в 1802-м году. Аргумент Пейли заключался в том, что поскольку часы слишком сложны, чтобы произойти по воле случая, то и живые существа, обладающие ещё большей сложностью, должны быть кем-то созданы намеренно. Позиция Докинза же заключается в том, что естественный отбор в полной мере объясняет кажущуюся практичность и сложность биологического разнообразия, и даже если проводить аналогию с часовщиком, то лишь с бездушным, неразумным и слепым часовщиком.
В 1986 году он вместе с Мейнардом Смитом принял участие в дебатах с младоземельными креационистами Эдгаром Эндрюсом и Артуром Уайлдером-Смитом. В основном же Докинз следует совету Стивена Гулда не вступать в публичные дискуссии с креационистами, поскольку они не боятся быть повержены в споре, для них гораздо важнее внимание, которое дают им подобные мероприятия.
Докинз также является яростным противником включения концепции разумного замысла в программу образования, описывая её как «вовсе не научный, а религиозный спор».
В книге «Самое грандиозное шоу на Земле: Доказательства эволюции» Докинз приводит доказательства эволюции из разных областей науки (молекулярная биология, сравнительная анатомия, биогеография, палеонтология и т. д.), критикует многие утверждения креационистов, а также предпринимает попытку опровержения креационизма с точки зрения экономики, сравнивая теории креационистов с плановой экономикой, а принципы эволюции — с законами свободного рынка.

Друзья! Если вас не устраивает качество текстов, исправьте их и пришлите мне, другие читатели скажут вам «спасибо». Претензии не рецензируются и не возвращаются.

Список книгЯзык FB2 DOCX Размер
Flights of Fancy: Defying Gravity by Design and Evolution (2021)ENG    7176 Кб
 ↪ Полеты воображенияRUS    3914 Кб
Outgrowing God: A Beginner’s Guide (2019)ENG    9999 Кб
 ↪ Перерастая Бога: пособие для начинающихRUS    3420 Кб
Science in the Soul: Selected Writings of a Passionate Rationalist (2017)ENG    722 Кб
 ↪ Наука в Душе: избранные письма страстного рационалиста (не переводилась?)      
Brief Candle in the Dark: My Life in Science (2015)ENG    6868 Кб
 ↪ Огарок во тьме: моя жизнь в наукеRUS    6366 Кб
An Appetite for Wonder: The Making of a Scientist (2013)ENG    9999 Кб
 ↪ Неутолимая любознательность: как я стал учёнымRUS    6613 Кб
The Magic of Reality: How We Know What’s Really True (2011)ENG    375 Кб
 ↪ Магия реальности: откуда мы знаем, что является правдой?RUS    9999 Кб
The Greatest Show on Earth: The Evidence for Evolution (2009)ENG    9999 Кб
 ↪ Самое грандиозное шоу на Земле: доказательства эволюцииRUS    9999 Кб
The God Delusion (2006)ENG    432 Кб
 ↪ Бог как иллюзияRUS    493 Кб
The Ancestor’s Tale (2004)      
 ↪ Рассказ предка: паломничество к истокам жизниRUS    9999 Кб
A Devil’s Chaplain (2003)ENG    300 Кб
 ↪ Капеллан дьявола: размышления о надежде, лжи, науке и любвиRUS    600 Кб
Unweaving the Rainbow (1998)ENG    611 Кб
 ↪ Расплетая радугу. Наука, заблуждения и потребность изумлятьсяRUS    861 Кб
Climbing Mount Improbable (1996)ENG    9999 Кб
 ↪ Восхождение на гору НевероятностиRUS    8232 Кб
River out of Eden: A Darwinian View of Life (1995)ENG    515 Кб
 ↪ Река, выходящая из Эдема: жизнь с точки зрения дарвинистаRUS    813 Кб
Mind Viruses (1991)ENG    58 Кб
 ↪ Вирусы мозгаRUS    19 Кб
The Blind Watchmaker (1986)ENG    1405 Кб
 ↪ Слепой часовщик: как эволюция доказывает отсутствие замысла во ВселеннойRUS    2556 Кб
The Extended Phenotype (1982)ENG    362 Кб
 ↪ Расширенный фенотип: длинная рука генаRUS    497 Кб
The Selfish Gene (1976)ENG    392 Кб
 ↪ Эгоистичный генRUS    961 Кб
Новости раздела

Список последних обновлений / 11 мая 2024 г.

Ещё на сайте

Языки
Друзья
Дизайн
Канада
Авторский угол

Интернет

Lib.Ru
Флибуста
Либрусек
ImWerden
Библиотека Гумер
Лаборатория фантастики
Библиотека Старого чародея


Рейтинг@Mail.ru

wordpress statistics

Рейтинг@Mail.ru