|
Джон Роберт Фаулз (19262005) английский писатель, романист, эссеист. Один из выдающихся представителей постмодернизма в литературе. Читать дальше
Родился в семье преуспевающего торговца сигарами Роберта Фаулза и его жены Глэдис. Джон окончил престижную школу в Бедфорде, где был старостой класса и проявил себя хорошим спортсменом, играя в крикет. Затем он прошёл подготовку к флотской службе при Эдинбургском университете, окончив курсы 8 мая 1945 года в День Победы в Европе и был распределён в Королевскую морскую пехоту. После двух лет службы там он отказался от военной карьеры и поступил в Новый колледж Оксфордского университета, специализируясь на французском и немецком языках. Впоследствии он сосредоточился на французском и получил в 1950 году степень бакалавра.
В 19501963 гг. Фаулз преподавал в университете города Пуатье во Франции, затем в гимназии на греческом острове Спецес (послужившем прообразом места действия в романе «Волхв»), и в лондонском Колледже Святого Годрика. На острове Спецес он начал писать, ещё не публикуясь. Впоследствии он называл Грецию своей второй родиной. В 1956 году он женился на Элизабет Кристи, предыдущий муж которой тоже был учителем на острове. Элизабет стала его спутницей на 35 лет, она оказала огромное влияние на личность Фаулза и стала прообразом главных героинь его романов.
В 1963 году Фаулз опубликовал роман «Коллекционер». История пустого и никчёмного молодого человека, похитившего девушку, рассказанная от лица обоих героев, стала бестселлером. В 1965 году роман был экранизован Уильямом Уайлером. Успех первой книги позволил Фаулзу оставить преподавание и целиком посвятить себя литературной деятельности. До конца 1960-х годов вышли в свет еще два романа, крупных по объему и дерзких по замыслу, «Волхв» (1965) и «Женщина французского лейтенанта».
Фаулз настоял, чтобы следующим (в 1964 году) вышел сборник эссе «Аристос», в котором писатель попытался объяснить значение «Коллекционера» и раскрыть свои этические установки. В «Аристосе» автор представил себя публике как экзистенциалиста, атеиста и социалиста. Одной из главных проблем своего времени Фаулз видел неравенство в обществе, из которого проистекает понятие «немо» осознание человеком собственной незначимости, которое и толкает человека на преступления, являющиеся попыткой самоутвердиться. Другая выдвинутая Фаулзом идея объективно существующее противостояние Немногих и Многих, интеллектуального меньшинства и всех остальных. По мнению Фаулза, это неизбежное зло, являющееся следствием того, что люди неодинаковы, и порождающее неравенство в обществе. Решение Фаулз видит в осознании Немногими своей ответственности, что можно рассматривать как утопию в силу общих закономерностей человеческого бытия. «Коллекционер» был создан Фаулзом как иллюстрация конфликта между Немногими и Многими, которых олицетворяют два героя романа, и бунта «немо».
В 1965 году был издан «Волхв» дебютный роман Фаулза, написанный ещё до «Коллекционера», который писатель долго не публиковал. Эта история, в которой смешаны мистика, мотивы шекспировской «Бури» и гомеровской «Одиссеи», закрепила успех автора. В 1968 году Фаулз поселился в небольшом городке Лайм-Риджис на юге Англии. Большую часть жизни он провёл в своём доме на берегу моря и снискал славу замкнутого человека. Там Фаулз написал роман «Женщина французского лейтенанта» (1969) своё самое коммерчески успешное произведение. В нём Фаулз использовал сюжетную канву викторианского романа для своеобразного литературного эксперимента, по его собственным словам, он писал «не книгу, которую забыл написать кто-то из романистов-викторианцев, но книгу, которую никто из них не смог бы написать». Автор рассказывает читателю свою историю не с позиции романиста XIX века, а с позиции своего современника, которому известны теория психоанализа, сексуальная революция и постмодернистские трактовки роли самого автора. По этому роману также был снят фильм Карела Рейша по сценарию Гарольда Пинтера с Мерил Стрип и Джереми Айронсом в главных ролях.
Ещё студентом в Оксфорде Фаулз испытал сильнейшее влияние французских экзистенциалистов Сартра и Камю. Их идеи о несовершенстве мира, о свободе личности, которая одновременно является выдающимся благом и тяжким бременем, и о необходимости самостоятельно принимать решения, нести ответственность за них и искать своё предназначение, глубоко повлияли на Фаулза и проходят сквозь его романы 1960-х. Герои «Волхва» и «Женщины французского лейтенанта» в какой-то момент оказываются на распутье, когда они должны решить, продолжать ли обыденную жизнь или следовать чувству, возможно, отказавшись от своей социальной роли, но по-настоящему реализовав себя.
В 1970-х гг. Фаулз стал пересматривать свои взгляды на экзистенциализм. Главный герой его повести «Башня из чёрного дерева» (1974), столкнувшись с необходимостью выбора между экзистенциальной свободой и продолжением обычной жизни, выбрал второе. Проблема поиска идентичности определяет сюжет и следующего романа Фаулза «Дэниел Мартин». Киносценарист Дэниел Мартин, по словам Фаулза, это повзрослевший герой «Волхва» Николас Эрфе и во многом сам Фаулз.
Интерес к истории, особенно отразившийся в романе «Червь» (в другом переводе «Куколка», 1986) был присущ Фаулзу не только за письменным столом, поскольку в 1979 году писатель возглавил городской музей и занимал этот пост в течение десяти лет.
Здоровье Фаулза основательно подорвал инсульт, поразивший его в 1988 году. Через два года, в 1990 году, умерла его жена Элизабет спустя всего неделю, как ей диагностировали рак. Ее смерть сильно повлияла на писателя, и он ничего не писал в течение года. Позже, в 1998 году, Фаулз женился во второй раз. Его новой женой стала Сара Смит. Находясь рядом с Сарой, Фаулз скончался от сердечной недостаточности 5 ноября 2005 года в возрасте 79 лет в Аксминтерской больнице, в 8 километрах от города Лайм-Риджис.
Друзья! Если вас не устраивает качество текстов, исправьте их и пришлите мне, другие читатели скажут вам «спасибо». Претензии не рецензируются и не возвращаются.
A Maggot | ENG | | | 300 Кб |
|
↪ Червь | RUS | | | 406 Кб |
|
Daniel Martin | ENG | | | 601 Кб |
|
↪ Даниэл Мартин | RUS | | | 770 Кб |
|
Mantissa | ENG | | | 537 Кб |
|
↪ Мантисса | RUS | | | 456 Кб |
|
The Aristos | ENG | | | 206 Кб |
|
↪ Аристос | RUS | | | 225 Кб |
|
The Collector | ENG | | | 202 Кб |
|
↪ Коллекционер | RUS | | | 277 Кб |
|
The French Lieutenant’s Woman | ENG | | | 901 Кб |
|
↪ Любовница французского лейтенанта | RUS | | | 512 Кб |
|
The Magus | ENG | | | 514 Кб |
|
↪ Волхв | RUS | | | 751 Кб |
|
Wormholes | ENG | | | 921 Кб |
|
↪ Кротовые норы | RUS | | | 672 Кб |
|
Дневники [1949-1965] | RUS | | | 5904 Кб |
|
Дневники [1965-1972] | RUS | | | 314 Кб |
|
<The Ebony Tower (Башня из чёрного дерева)> |
1. The Ebony Tower | ENG | | | 180 Кб |
|
↪ Башня из чёрного дерева | RUS | | | 149 Кб |
|
2. Eliduc | ENG | | | 49 Кб |
|
↪ Элидюк | RUS | | | 24 Кб |
|
3. Poor Koko | ENG | | | 53 Кб |
|
↪ Бедный Коко | RUS | | | 36 Кб |
|
4. The Enigma | ENG | | | 62 Кб |
|
↪ Энигма | RUS | | | 45 Кб |
|
5. The Cloud | ENG | | | 66 Кб |
|
↪ Облако | RUS | | | 60 Кб |
|
</The Ebony Tower (Башня из чёрного дерева)> |