Школы в ТоронтоЧасть эта планировалась к обнародованию несколько позже,
так как у нас самих накопилась масса вопросов относительно местной системы образования.
Однако, родные и близкие с родины теребят, другие люди также любопытствуют...
Стало быть, попробуем рассказать прямо сейчас что знаем, а жизнь сама потом заставит
скорректировать все, что окажется неверным или неполным. Исходные данные
таковы: нашему старшему сыну Стасу 11 лет и он учился в 6-м классе
перед отъездом в Канаду. Младшему Владу 8 лет и ходил он во
2-й класс. После приезда в Торонто мы не стали устраивать детей в
школу немедленно. Примерно неделя ушла на акклиматизацию, а вернее
на привыкание к новому часовому поясу. Потом, когда и мы, и дети созрели для очередной
перемены обстановки, наш проводник Ольга (хм, впервые упомянули ее имя) попыталась
назначить интервью в школе, к которой «приписан» наш дом. Здесь сделаем
небольшое отступление, с вашего позволения. Еще в России мы у кого-то на сайте
прочли, что в любую понравившуюся школу ребенка здесь не отдашь. Или нужно искать
жилье рядом с «хорошей» школой, или отдаваться на волю случая. Как вы
понимаете, у нас выбора не было раз мы въехали в снятую не нами квартиру,
придется отдавать детей в совершенно определенную школу, независимо от ее «качества». Так
вот, вернемся к интервью. Как ни странно, с первого раза нас не приняли (кого-то
там на месте не было). Как следствие, дети получили еще почти неделю незапланированных
каникул, а мы незапланированную обузу в их лице во время многочисленных поездок
по городу, связанных с обустройством. В конце концов нужный нам чиновник появился,
и мы отправились на собеседование, прихватив справки о прививках. Между прочим
эти справки были одним из предметов нашего беспокойства. Все, кто получает визы,
знает как эти справки выглядят. И вот оказалось, что в Онтарио среди прочих прививок
дети должны иметь прививку от краснухи (это согласно тексту справки). В России
же прививки от краснухи вроде перестали делать, по крайней мере, нашим не делали,
а врачи нас успокоили, дескать всё в порядке. Вот мы и волновались слегка перед
интервью в школе... Хотя здравый смысл подсказывал, что даже если эти прививки
жизненно важны для канадского школьника, кто нам помешает сделать их прямо в Торонто. Волновались
напрасно наши справки были приняты с удовольствием. Но тут же у нас
попросили какие-нибудь документы с предыдущего места учебы (что-то
типа ведомости оценок по всем предметам). Вот как! Нас уверяли в России, что при
приеме в канадскую школу ничего кроме справок о прививках не понадобится, а тут
такое требуют! Но оказалось ничего страшного. Сказали: «Раз нет
у вас бумаг, ну и ладно, просто мы хотели поточнее классы для них определить.
Но и без бумаг это сделать несложно, ведь мы, к счастью, знаем возраст детей!»
Вот какая железная логика. Таким образом, Влад из российского второго класса попал
в канадский третий grade, а Стас как был в шестом, так и остался. Школа нам досталась
типичная, т. е. не выдающаяся, но и не самая плохая. А если честно, то мы
не совсем представляем как в Торонто должны выглядеть оба эти отклонения от нормы. От
нашей высотки школа оказалась далековато 1,2 км. Школьным автобусом,
к сожалению, разрешили пользоваться только Владу. Уточним, что автобус забирает
детей каждое утро практически от самого дома, а потом туда же привозит после школы.
А старшего пришлось водить недели две в школу пешком, а потом забирать их обоих
домой (тоже пешком). Потом один умный человек (наш нынешний сосед и бывший харьковчанин)
сказал: «Не валяйте дурака! Отправляете обоих детей в школу на автобусе и
даже не сомневайтесь. Посмотрите какие верзилы вместе с малышами садятся».
Мы посмотрели, сравнили верзил с нашим Стасом и решили, что по размерам он вполне
еще подходит для автобуса. С тех пор оба сына стали ездить вместе, а мы сэкономили
массу драгоценного утреннего времени. Как выглядит наша школа? Это довольно
большое двухэтажное здание из красного кирпича, с двух сторон окруженное обширными
футбольными полями. На фасаде школы красуется надпись «Dublin Heights Middle
School». Вокруг школы исключительно частные дома район, где живут
обычные среднего достатка канадцы. Изнутри школа показалась очень знакомой. Мы
быстро сообразили, что почти то же самое мы видели в современных голливудских
фильмах. Сразу бросаются в глаза ряды шкафчиков-локеров вдоль стен. Каждый студент
(здесь даже первоклашек так называют) имеет собственный локер со специальным навесным
замком без ключа. За эти замки пришлось заплатить по 3,50. Кроме того заплатили
за дневники (гораздо более крутые, чем те к которым привыкли мы). Утром
школа, как правило, чистая. Зато по окончании учебного дня чего только не валяется
на полу в коридорах здесь и кроссовки, и брюки, и коробки для ланча
(ланчбоксы), и даже хоккейные или велосипедные каски! В коридоре на первом этаже
стоит большой ящик, в который сваливают все найденные на школьной территории детские
вещи. Так что, если ваш ребенок приходит из школы босой и без брюк, нет оснований
отчаиваться всё должно найтись. Дисциплина в общественных канадских
школах понятие относительное. В стране царит культ ребенка, детям позволяется
почти всё. За мелкие провинности вообще не наказывают, да и за серьезные, как
правило, тоже. На уроках за порядком, по определению, следит учитель, вернее,
должен следить. На самом деле, судя по рассказам детей, там царит полнейшая анархия
(или демократия, если вам так больше нравится). При всей видимой анархии уроки
проходят без криков. И главное, что учителя никогда не кричат на детей. Это на
уроках. А на переменах дети выходят из классов, гуляют на школьном дворе и спортплощадках.
Здесь функции «надзирателя» переходят к специальным работникам, которые
главным образом следят, за тем, чтобы не дай бог никто не покалечился. Перечитали
последний абзац и подумали, а не сгущаем ли мы краски? На самом деле, здесь всё
довольно разумно и гуманно устроено. А главное, что в таких условиях будущий строитель
коммунизма точно не сможет взрасти ;-). Потому что за каждым человечком здесь
видят не будущий винтик, а уже готовую личность. Не мы это первые заметили, мы
только подтверждаем. Немного о расписании. Уроки начинаются в 8:30, а заканчиваются
в 15:00. В 11:45 стартует ланч и дети получают один час на отдых и еду. Что дети
едят на ланче? Как правило, питаются принесенными из дома «тормозками».
Один из вариантов комплектации небольшая пицца + пакетик сока +
банан или яблоко. Возможны отклонения в сторону увеличения веса и расширения ассортимента.
Кто хочет, разогревает свой сэндвич в специально для этого предназначенной микроволновке
(естественно, бесплатно). Кроме ланча есть еще одна 15-минутная перемена
в первой половине учебного дня, а у младших школьников такая же перемена во второй
половине. Опаздывать не принято, но если опоздания случаются, учителя относятся
к ним довольно лояльно. Отдельного рассказа заслуживает система обучения.
На наш взгляд, она здесь вообще отсутствует, детям дают отрывочные сведения из
разных областей знаний, знания плохо закрепляются, в области точных наук удручающее
отставание от российской школы. Это все на первый взгляд. Мы с далеко идущими
выводами не торопимся, потому что чем дальше, тем больше в этой системе любопытных
черточек обнаруживаем. Она действительно не похожа на привычную нам, но из этого
факта не должно следовать напрямую ее отставание от российской. Вернее
от советской, т. к. во что превратилась и продолжает превращаться система
среднего образования после развала Союза мы успели увидеть. Однако, долой политику!
Попробуем рассказать, чему здесь детей учат... Список предметов и примерная
расшифровка выглядят так:
CORE: | Здесь
они получают знания по математике, грамматике, литературе и правописанию, политическому
устройству Канады и правилам поведения в обществе одновременно. На ум сразу приходят
блестящие педагогические эксперименты героев книги «Два капитана». Но
что-то в этом есть, черт возьми! | SCIENCE: | Наука,
она и есть наука. Здесь и физика, и биология, и... Главное, что здесь дети выполняют
собственные проекты, совсем как большие ученые. | LIFE
SKILLS: | По нашим предположениям, это должно
быть похоже на российский предмет ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности,
но это не так. По утверждениям старшего сына они здесь в основном «за жизнь
гутарют». | COMPUTERS: | Здесь
все понятно. Хочется только отметить, что школа довольно неплохо оснащена компьютерами.
Да, у младшего в 3-м классе тоже есть этот предмет. | FAMILY: | Нечто
отдаленно напоминающее наше домоводство. На этом предмете их учат делать разные
практические вещи. Например, они реально готовят, а потом всем классом это едят
значит, съедобно! Учтите, что все полуфабрикаты и продукты школа предоставляет
за свой счет. | PHYSICAL
EDUCATION: | Физкультура это! Занятия или на
улице, или в приличном спортивном зале. | DRAMA: | Настоящий
театральный кружок в школьном расписании. Детям нравится (нам тоже). |
ART: | На
этом предмете рисуют, лепят, мастерят, смотрят видеофильмы. | FRENCH: | Чтобы
не забывали, в какой стране живем, имеем обязательный французский язык. Владику
(младшему) он особенно легко дается. | ESL: | Это
дополнительный предмет для тех, у кого английский язык не родной. В принципе,
если дети достигли приличного уровня в английском, они могут этот урок не посещать. |
MUSIC: | От
привычного нам 'пения' отличается оркестровой, что-ли, направленностью. За каждым
ребенком закрепляется настоящий (!) музыкальный инструмент, который даже
домой можно брать (привет соседям ;-) ). | Кроме того
после 15:00 некоторых детей оставляют на дополнительные занятия. Как мы
уже сказали, не будем пока оценивать уровень преподавания «точных наук».
Можем только заметить, что некоторые темы по математике, которые перед отъездом
в Канаду проходил наш бывший второклассник, оказались новым материалом в
6-м классе канадской школы. С другой стороны, нам пришлось вспомнить отдельные
положения из теории статистики, чтобы помочь старшему сделать рядовое домашнее
задание. Или такой пример: в здешнем третьем классе они уже проходили простейшие
двумерные матрицы неплохо для восьмилетних детей! В общем, все относительно. Нас
сильно удивило поначалу отсутствие учебников по предметам. Конечно, какие-то
учебные пособия и задачники есть, но в условиях здешней системы вполне и без них
можно обходиться. Тетради детям тоже покупать не нужно их бесплатно
выдают в школе, вместе с ксерокопиями различных заданий. Схема такая
учебники и задачники есть у учителя, а учитель в зависимости от сегодняшней темы
делает нужное количество копий раздаточного материала и распределяет среди учеников. Действует
достаточно интересная система поощрения. Вместо хороших оценок детям раздают стикерсы
маленкие красивые наклейки. По количеству стикерсов можно косвенно судить об успехах
ребенка. Кроме того, для себя учителя естественно помечают кто и каких успехов
достиг в изучении его предмета. Каждую неделю в классе выбирают т. н. лидера,
который на время получает всевозможные привилегии. В конце каждого триместра,
проходят аттестации и подводятся итоги. После аттестации учитель встречается ЛИЧНО
И НАЕДИНЕ с каждым из родителей, сообщает об успехах ребенка или обсуждает возможные
проблемы. Никаких собраний с публичной поркой одних и раздачей пряников другим.
Бывают, правда, общешкольные собрания, но на них обсуждают совсем другие вопросы. Также
происходит множество внеклассных мероприятий поездки в музеи, на природу,
в спорткомплексы. Как правило, они платные, но совсем недорогие. На каждую такую
поездку требуется письменное согласие родителей. Для этого детям раздают специальные
листки, в верхней части которых изложена суть будущего мероприятия, а в нижней
отрывной части родители должны расписаться, подтвердив свое согласие. Если родители
не согласны, они должны либо забрать ребенка с собой на время мероприятия, либо
это должен сделать бэбиситтер. Иногда бэбиситтеров бесплатно предоставляет школа
из числа волонтеров. О взаимоотношениях в детских коллективах. Наши ребята
освоились не сразу и не просто. В первые дни ввиду отсутствия переводчиков к ним
приставили говорящих по-русски детей и старшему, и младшему. Надо
же такому случиться, что в обоих случаях возникли абсолютно одинаковые проблемы.
Эти добровольные переводчики, пользуясь доверием учителей и незнанием нашими детьми
английского многократно и преднамеренно «подставляли» их. Нам стоило
многих трудов успокоить детей и убедить их, что лучшим способом решения проблемы
является скорейшее изучение английского. Кажется, убедили. Владик даже провел
новогоднюю ночь не за праздничным столом, а у компьютера, запустив одну из многих
имеющихся у нас обучалок... Время идет, они осваивают English всё лучше, но пока
вопросы к домашним заданиям переводим для них мы. Была еще одна, так сказать
«социальная», проблема. Повадился один одноклассник обижать нашего Стаса.
Тоже иммигрант, только из Венгрии. Иногда это принимало абсолютно дикие формы.
Признаемся, что давать сдачи мы запретили детям сами, опасаясь, что из-за
нашей правовой безграмотности можем попасть в какую-нибудь нехорошую
ситуацию. Вместо этого пытались поговорить с этим хулиганом сами, брали с него
слово, что он больше так не будет, но тщетно. Он еще больше начал «доставать»
Стаса, видимо решив, что раз тот не отвечает значит слабак. Подумали
мы, и сняли свой запрет на рукоприкладство. Естественно, речь шла только об «акциях
возмездия» никакой собственной инициативы. Что вам сказать
помогло! Куда только делась «храбрость» того пацана. Дошло даже до того,
что он, забыв о престиже, позорно ретировался на глазах у одноклассниц. Теперь
всё порядке. Такие вот первые впечатления о школе сложились у нас. И не
сомневаемся, что будет много новых. Чего мы не знаем еще, так это ситуации с High
School, в которую дети переходят после 8 класса. Это уже совсем другая
школа и другие проблемы. Возможно, мы что-то упустили
ничего страшного. Сделаем дополнение к этому материалу. А в следующей части
попытаемся разобраться, какие ошибки мы допустили при сборах в Канаду, и что с
нашей точки зрения важно учесть при сборах. ← Как
мы решили покинуть Канаду | Для тех, у
кого отъезд «на носу» → наверх
| |
|