Опыт поступления в аспирантуру Канады / 22 июня 2010 г.
Автор: Александр Осиевский
Введение
Зачем вообще нужна аспирантура за рубежом, и подходит ли это вам?
Что нужно для поступления в аспирантуру бизнес-школы?
Резюме/анкеты/эссе
Рекомендации
Документы о предыдущих образованиях
Языковые экзамены: IELTS/TOEFL
GMAT
Отправка документов, ожидание решения
Введение
В данной заметке, которая в результате оказалась весьма объемной, я попытаюсь рассказать о пройденном мной пути к заветной цели стать профессором бизнес-администрирования в западной (известной/уважаемой...) бизнес-школе. Кратко суть изложенного далее материала можно описать так: я поделюсь своими соображениями, почему хорошо быть профессором одной из бизнес-дисциплин; затем кратко опишу, что конкретно нужно сделать для получения такой должности в Северной Америке; ну и после этого поведаю личном опыте прохождения первых шагов в данном направлении.
Кратко расскажу о моей истории. В конце 2009 года разослал документы в 5 топовых бизнес-школ Канады, предлагающих PhD-программы по стратегическому менеджменту. Получил один положительный ответ (мол, меня берут!), и четыре отказа. По состоянию на середину июня 2010 года, когда я заканчиваю данную заметку, я, а точнее вся моя семья, получили четырехлетние мульти-визы для въезда и пребывания в Канаде. Если ничего экстраординарного не случится, то уже в конце августа мы все вместе переедем как минимум на 4 года для учебы. Что будем делать дальше (возвращаться в Украину, оставаться официально в Канаде, либо же переезжать куда-то еще, скажем в США) мы еще не решили, посмотрим потом. В любом случае, прочитав следующий раздел «Зачем вообще нужна аспирантура за рубежом, и подходит ли это вам?» вы убедитесь, что после успешной защиты диссертации диапазон возможностей выбора как профессии, так и страны проживания, существенно расширяется.
Зачем вообще нужна аспирантура за рубежом, и подходит ли это вам
Итак, зачем вообще все это нужно? В принципе, многие наши соотечественники рассматривают аспирантуру за рубежом, в частности в Канаде, как возможность «вырваться» из Украины, «зацепиться» где-то «там», и в конечном итоге иммигрировать. Возможно, в этом и есть какой-то смысл, но данный подход лично мне не нравится: во-первых, есть множество других, более легких способов покинуть Украину и переселиться в более спокойное общество (способов, не требующих, в частности, как минимум четырех лет относительно низкооплачиваемой научной деятельности). Во-вторых, если быть до конца честным, те люди, который используют этот путь для иммиграции, лишают возможности поступить в аспирантуру тех, кто действительно хочет стать ученым, и для кого аспирантура в развитой стране необходимый шаг для развития.
Так все-таки, зачем же нужна аспирантура (PhD studies)? Дело в том, что во всем мире (и в Украине в частности) успешная защита диссертации и последующее присвоение научной степени (в моем случае Doctor of Philosophy, что должно быть эквивалентно отечественному «доктору наук», хотя наша ВАК, как Баба Яга, против) является необходимым условием для полноценной дальнейшей научной и преподавательской карьеры в университетской среде.
В Северной Америке годовой доход профессора престижной бизнес-школы вполне сопоставим с доходом топ-менеджера крупной корпорации (в Harvard Business School, по слухам, доходы достигают миллионов долларов; в топовых бизнес-школах Канады можно рассчитывать тысяч на 140 за девять месяцев работы; в малоизвестных региональных канадских бизнес-школах доходы профессоров начинаются от 70 тысяч). Правда, рассматривая доходы профессоров университетов, важно обратить внимание на несколько важных деталей. Во-первых, описанные мною суммы платятся только в бизнес-школах (School of Management, Business School) профессорам, читающим бизнес-дисциплины: менеджмент, маркетинг, финансы и т. д. Аналогичные доходы характерны для медицинских школ (School of Medicine), и школ права (School of Law). Университетские преподаватели других дисциплин (даже экономики, не говоря уже о математике, статистике, искусстве, лингвистике, антропологии, истории и т. д.) зарабатывают, как правило, гораздо меньше. Во-вторых, доход профессора в бизнес-школе зависит от его должности (академической Assistant Professor, Associate Professor, Full Professor, либо же административной декан (Dean), зам. декана Associate Dean и т. п.).
И последнее, но самое важное замечание: работа профессора бизнес-школы существенно отличается от работы зарабатывающего такие же деньги топ-менеджера компании. Профессор все свое время посвящает исследованиям и преподаванию для этого нужно иметь определенный склад ума. Из хорошего менеджера не всегда может получиться хороший профессор, а из профессора менеджер. Поэтому прежде чем выбрать научную стезю, нужно ответить для себя на главный вопрос: а мое ли это? Захватывает ли меня идея постоянного поиска чего-то нового в науке, нравится ли мне доносить свои идеи до остальных, готов ли я посвятить несколько лет своей жизни решению конкретной управленческой проблемы? Если вы ответили отрицательно хотя бы на один из приведенных выше вопросов, вполне возможно, что у вас нет задатков ученого (хотя кто знает?), и исследования и преподавание станет для вас мукой.
Важно отметить, что поскольку студенты бизнес-школ (учащиеся на программах Bachelor of Commerce (BCom), Master of Business Administration (MBA) и Executive MBA (EMBA)) обычно являются состоявшимися бизнесменами с серьезным опытом работы, преподаватель-теоретик без опыта в реальном бизнесе часто не может дать им ничего полезного. При этом, поскольку бизнес-школы внимательно отслеживают обратную связь о преподавателях от студентов, рано или поздно такой теоретик лишится работы. Поэтому большинство профессоров престижных бизнес-школ, кроме собственно работы в университетах, параллельно ведут консалтинговые проекты, входят в советы директоров компаний, либо развивают собственный бизнес.
Итак, вернемся к самой аспирантуре: учеба на PhD-программах в бизнес-школах Северной Америки обычно занимает 45 лет. Первые два года проходят в процессе обучения тем предметам, которые нужны молодому ученому: методы исследований, статистика, философия научного познания, ну и, естественно, углубленные курсы по будущей теме диссертации: стратегический менеджмент, финансы, маркетинг, психология, социология у кого что, конкретный набор дисциплин обычно выбирается аспирантом и его руководителем исходя из направления планируемой работы. Правда, обучение проводится не в классическом виде, когда профессор начитывает лекции, а затем студенты сдают экзамены у PhD-студентов акцент делается на самостоятельной работе. Обычно по каждому предмету на первом занятии группа студентов получает набор рекомендованных книг и научных статей для изучения, и после этого каждую неделю все собираются на семинарские занятия и обсуждают по очереди каждую из них. По окончании двух лет учебы аспиранты сдают комплексный экзамен по всему, что они изучили, и приступают к работе над диссертацией, которая продлится все последующие годы (обычно 23 года, но можно и больше).
Кстати, по поводу самой диссертации: в принципе, ничего сложного в подготовке данной работы нет, по крайней мере по бизнесу: формулируете ряд гипотез, затем проводите исследования, которые либо подтверждают, либо опровергают ваши гипотезы. Добавляете обзор литературы, пытаетесь понять, что же у вас получилось в результате исследований, продумываете конкретные выводы для реального бизнеса все, база для диссертации готова. Осталось подготовить пару статей, написать саму диссертацию, и можно выходить на защиту.
Теперь немного о финансах. Обычно начиная с первого года параллельно с учебой аспиранты участвуют в исследованиях, а начиная со второго года преподают. За это бизнес-школа платит стипендию (обычно от $20 до $30 тысяч в год, налоги на нее не начисляются). В принципе, вполне достаточно, чтобы скромно прожить. Если ехать с семьей в Канаду, то ваш супруг/супруга сможет официально работать, хотя бы 2030 часов в неделю и тогда уж денег на студенческую жизнь точно хватит. Так что для тех, кто хочет стать ученым, аспирантура в развитых странах просто идеальный вариант: 1) вы занимаетесь любимым делом, удовлетворяя собственное любопытство, 2) делаете первый шаг, чтобы стать профессором, и к тому же 3) за это вам еще и платят :)
Что обычно происходит после успешной защиты диссертации? Варианта два: либо остаться в университетской среде, либо уходить в бизнес. Для второго варианта, в принципе, лучше выбирать не PhD (то есть аспирантуру), а MBA (магистратуру бизнес-администрирования) программу: во-первых, MBA занимает только два года (а то и меньше); во-вторых, MBA дает практичные знания; в-третьих, MBA даст вам связи в кругу бизнесменов, а не будущих бизнес-профессоров.
Если же после аспирантуры в Северной Америке вы видите себя в университетской среде, то возможности открываются практически фантастические: молодого профессора с удовольствием возьмут на работу бизнес-школы как в самой Америке (США/Канаде), так и в Западной Европе. Также можно подумать о странах Юго-Востояной Азии: в том же Китае или Южной Корее сейчас бум бизнес-образования, и они приглашают к себе талантливых молодых профессоров с западными PhD.
Причем практически нигде у вас не возникнет проблем с визами и правом на работу: любая страна заинтересована привлекать «мозги» из-за границы. Ну а в Канаде вы еще и легко сможете получить статус permanent resident первый шаг к получению гражданства, так как университетские профессора входят в заветный «список NOC 38», да и полученный в Канаде диплом и предложение о работе добавят вам множество баллов в процессе иммиграции.
В конце концов, всегда можно вернуться в Украину. Правда, здесь государство вашу степень не признает (разве что вы попробуете на себе испытать процесс «нострификации»), но зато вы легко найдете себе применение в нашей сфере бизнес-образования: любая бизнес-школа в Украине заинтересована привлекать преподавателей с западными образованиями, при этом понимающих специфику отечественного бизнеса.
Последнее замечание по данному поводу: сейчас в мире, на фоне кризиса, снизился спрос на MBA-обучение, а значит и спрос на услуги бизнес-школ. Но это явление временное: как бы там ни складывалась экономическая обстановка, кто-то должен будет делать из инженеров (финансистов/маркетологов/продавцов...) менеджеров с широким кругозором перед назначением на топ-менеджерские позиции в их компаниях а значит, будет спрос на бизнес-образование, соответственно, будет и работа для профессоров.
Что нужно для поступления в аспирантуру бизнес-школы
Итак, надеюсь, я сумел вас заинтересовать возможностью обучения на PhD-программе за границей. Что же нужно для того, чтобы вас туда взяли? Вот навскидку пара ссылок на страницы бизнес-школ с описанием требований для поступления (Admission Requirements).
США:
Harvard
http://www.hbs.edu/doctoral/admissions/requirements.html
Haas School of Business
http://www.haas.berkeley.edu/Phd/admissions/requirements.html
Канада:
Rotman School of Management
http://www.rotman.utoronto.ca/phd/details.aspx?ContentID=117
Sauder School of Business, University of British Columbia
http://www.sauder.ubc.ca/Programs/PhD-MSc/PhD_Program/Admissions/Requirements
Если вы кратко пробежитесь глазами по требованиям бизнес-школ, то сможете выделить общий для всех PhD-программ список документов для поступления:
- резюме (CV)
- заполненные анкеты (application forms)
- как минимум одно эссе (обычно Statement of Purpose, оно же Statement of Interest, Statement of Intent и т. д.), в котором расскажете о том, как ваш жизненный путь привел вас к необходимости получения степени PhD, а также о ваших научных интересах и планах на будущее
- документы о предыдущих образованиях (выписки из дипломов со всеми оценками)
- две-три рекомендации из научной среды
- результат языкового экзамена: TOEFL или IELTS
- результат экзамена GMAT или GRE (обратите на это требование особое внимание: экзамен сдавать обязательно, при этом подготовка к нему занимает не меньше полугода. Зато после этого экзамена языковой тест из п. 6 покажется вам «детским садом»).
Кроме того, за рассмотрение документов бизнес-школы обычно берут плату (от $90 до $150), которую не возвращают независимо от принятого решения. Учитывая то, что для верности документы обычно рассылаются как минимум в 5 бизнес-школ, а также прибавляя затраты на курьерскую доставку, перевод и нотариальное заверение, в общей сложности только рассылка документов выливается в $1,000 (по крайней мере лично у меня так получилось) поэтому к данному процессу нужно подходить серьезно.
В следующих разделах я постараюсь подробно рассказать, как готовил все перечисленные документы. Пока же давайте продолжим описание процесса поступления: итак, вы выбрали, скажем, 5 целевых бизнес-школ (12 очень престижные, типа Гарварда, остальные попроще для уверенности, что куда-то вы точно попадете). Дальше собрали и выслали все необходимые документы. Обычно конечная дата получения документов конец декабря середина января. После этого остается только ждать: приемные комиссии внимательно изучат полученные материалы; возможно, проведут с вами телефонные интервью (из 5 бизнес-школ только одна провела интервью со мной), и примут решение, о котором вам сообщат в марте-апреле (лично мне о положительном решении сообщили уже 1 марта, отрицательные же решения приходили до середины мая).
Обычно по каждому направлению (маректинг, финансы, стратегия и т. д.) бизнес-школа набирает от 2 до 5 аспирантов в год; документов же приходит от нескольких десятков до нескольких сотен... Так что ваши документы должны быть действительно выдающимися. Правда, как именно принимается решение, и что нужно для стопроцентного поступления, я ответить не могу остаются только догадки, которыми я делюсь в следующих разделах.
Резюме/анкеты/эссе
Хорошая новость в том, что требования различных бизнес-школ к вашим эссе и резюме обычно одинаковы, так что один раз подготовленные документы можно будет разослать везде. Об анкетах даже говорить особо нечего: взяли и заполнили.
Далее пара практических совета по поводу резюме и эссе.
Первый совет: так как вы поступаете на PhD-программу, приемную комиссию в первую очередь будет интересовать ваш потенциал как будущего профессора, то есть можете ли вы преподавать, исследовать, генерировать оригинальные идеи, мыслить аналитически... Ваш бизнес-опыт тоже должен как-то показывать что вы перспективный исследователь. Так что стоит рассказать, как на работе вы внедряли передовой опыт, обучали коллег, и осуществляли открытия...
Еще будет классно указать академические журналы, которые вы регулярно читаете (как минимум, Harvard Business Review, но желательно указать также что-то более научное, например, Strategic Management Journal). Можно поискать в Интернете статьи профессоров тех бизнес-школ, куда вы намереваетесь рассылать документы, и ознакомится с ними если вы сошлетесь на то, как эти работы соотносятся с выбранной вами темой исследований, будет просто замечательно!
Основной сюжет моего эссе был следующим: на практике пытался сделать определенные преобразования, они никак не происходили, затем попалась под руку одна известная книга, начал следовать ее советам, преобразования удались. Но осталась масса вопросов, требующих дальнейшего изучения вот этим, мол, и хочу заняться в аспирантуре. Ну а потом, после защиты диссертации, хочу рассказывать остальным, как же решать подобные проблемы, ну и дальше исследовать ведь нет предела совершенству. По моим сведениям, это эссе произвело нужное впечатление во всех приемных комиссиях.
Второй совет: бизнес-школы в англоязычной среде при принятии решения о приеме либо отказе всячески пытаются выяснить ваш уровень владения английским языком. Так что язык подаваемых документов должен быть безупречным. Для этого я попросил мою знакомую из США проверить мои творения, и она выявила достаточно много языковых ошибок. Кроме того, сильно помогают так называемые Collocations Dictionary, подсказывающие какой предлог или прилагательное сочетается с тем или иным глаголом либо существительным.
Рекомендации
Для каждой из выбранных вами бизнес-школ понадобится 23 рекомендации от людей, которые могут оценить ваш академический потенциал обычно это преподаватели с ваших прошлых мест учебы. Если для MBA-программ желательно получить рекомендацию руководителя, коллег и партнеров по бизнесу, то для PhD-программ такие рекомендации уже мало помогут нужны письма именно от профессоров.
К сожалению, с рекомендациями в последнее время наметилась проблема: все чаще топовые бизнес-школы требуют их предоставления в электронном виде. При этом тот, кто вам предоставляет рекомендацию, получает индивидуальный логин и пароль для входа в web-систему приемной комиссии, и вводит свою рекомендацию непосредственно там. Это новшество прогресса должно было, казалось бы, упросить процесс подготовки рекомендательных писем (их теперь уже не нужно вкладывать в конверты, запечатывать, высылать отдельно от пакета документов и т. д.), но на самом деле все усложнилось. Поскольку в реальности рекомендации на себя обычно пишет сам поступающий, а затем приносит их пачкой на подпись тому, кто якобы дает рекомендацию, теперь этого (обычно занятого) человека придется просить не просто подписать пять одинаковых писем, а пять раз куда-то в Интернете зайти, заполнить там какие-то формы и т. д. Сложно:
В любом случае, вот мои советы относительно данного процесса. Во-первых, постарайтесь все-таки добиться, чтобы рекомендации на вас готовили не вы, а тот, кто эти рекомендации подписывает. Если это невозможно, возникает проблема: как сделать все три рекомендации непохожими друг на друга? Решается проблема просто: попросите данные рекомендации написать для вас ваших друзей или коллег по работе они уж точно выделят в каждом письме что-то особенное, ну и внесут свой неповторимый стиль.
Во-вторых, убедитесь, что все рекомендации характеризуют вас как потенциального ученого: должны быть описаны ваши склонности к исследованиям, умение преподавать, хороший уровень английского, умение письменно формулировать мысли, оригинальность идей...
Еще в Канаде и США любят сравнивать людей друг с другом. Так что было бы хорошо, если бы в ваших рекомендациях было указано, например, что вы попали в 1% лучших выпускников, лучше всех умеете решать кейсы, ну или что-то в этом роде.
Документы о предыдущих образованиях
Следующий важный пункт в перечне документов для поступления это т.н. Transcripts, то есть выписки из дипломов. Здесь поступающие из Украины сталкиваются с проблемой: все дело в том, что в Северной Америке существует специальная система работы с Transcript-ами, аналога которой нет в странах бывшего СССР.
После окончания любого университета США или Канады вам обычно выдают на руки диплом об окончании (с указанием присвоенной степени). Выписку обычно не дают. Зато если она вам где-то понадобится (например, для поступления на дальнейшую учебу или при устройстве на работу), ваш университет высылает оригинал вашей выписки в заклеенном (с университетской печатью) конверте по указанному вами адресу. Они готовы рассылать столько оригиналов выписок, сколько вы закажете (обычно каждая такая отсылка стоит $35). Поэтому у них университеты требуют для поступления оригиналы выписок (на английском языке!), высланные напрямую оконченным вами учебным учреждением. Естественно, подобной системы у нас в стране нет; хотя даже если бы она и была, выписка из диплома на украинском языке вряд ли будет рассматриваться приемной комиссией Северной Америки.
Так что я поступил по-другому: взял свои украинские дипломы и выписки к ним (из НТУУ КПИ и КНЭУ), и заказал их нотариально заверенный перевод на английский у переводчика с соответствующей лицензией. Кроме того, копии дипломов и выписок (на украинском языке) мне заверили печатью в деканате КНЭУ, и поставили печати на заклеенные конверты с дипломами. В деканат КПИ я даже не ходил учитывая толпы студентов и очереди на моем родном факультете, я решил рискнуть и выслать только нотариально заверенный перевод. Вроде бы претензий не возникло.
Но здесь я должен сделать важную оговорку. Кроме магистратур НТУУ КПИ и КНЭУ я также получил степень MBA на совместной программе украинского Международного института бизнеса и University of New Brunswick (Канада). Не сочтите рекламой, просто я рассказываю существенные с моей точки зрения факты. Так вот, окончание данной программы позволило мне выслать мои последние transcript ы по требованиям канадских университетов (то есть оригиналы выписок в заклеенных конвертах с печатью университетов). University of New Brunswick в рамках общей процедуры выслал мои бумаги, как для любого своего выпускника (взяв за каждую отсылку, по-моему, по $5); в Международный институт бизнеса быстро и бесплатно сделали для меня то, о чем я просил: напечатали 5 оригиналов выписок на английском, все заверили и запечатали в конверты для отправки.
Но это все технические детали, которые занимают много времени, но не представляют трудности. Важно обсудить другой аспект: так какое же все-таки образование требуются для поступления в Канаде на PhD-программу по бизнес-администрированию?
Формально ответ прост и лаконичен, его можно прочесть на сайтах большинства университетов: нужна степень бакалавра по бизнес-администрированию. Ни один из известных мне университетов не требует предварительного получения степени магистра (в случае бизнеса MBA). Кроме того, вроде бы даже страна, в которой кандидат получал образование, роли не играет. Ну и еще все говорят что-то типа такого: мы рассчитываем увидеть средний балл (GPA, по-ихнему) выше среднего... Все... Так ли это на самом деле сказать не могу. Поэтому расскажу о своей ситуации будет хоть какой-то ориентир удачного поступления.
Итак, у меня сейчас на руках (и, соответственно, я выслал в пакете документов) 5 дипломов и выписок к ним:
- Бакалавр, «Компьютерная инженерия» от НТУУ КПИ. Средний балл 5 из 5.
- Магистр, «Компьютерная инженерия» от НТУУ КПИ. Средний балл ~4,8 из 5.
- Магистр, «Финансовый рынок» от КНЭУ. Средний балл 5 из 5.
- MBA, Международный институт бизнеса. GPA 3,8 (out of 4,0).
- MBA, University of New Brunswick (Canada). GPA 4,2 (out of 4,3).
Подозреваю, что именно два последних пункта (или вообще только последний) имели настоящее значение. Ведь, если бы я был на месте членов приемной комиссии в Канаде, я бы трижды подумал, прежде чем приглашать к себе в страну учиться кого-то, кто раньше там никогда не был... Проблемы могут возникнуть не столько с языком (несмотря на все TOEFL-ы), сколько с менталитетом и подходом к учебе. Поэтому для поступления я бы обратил особое внимание на получение какого-то диплома из той страны, куда вы хотите ехать за степенью PhD. Мне кажется, это действительно важно.
Последнее: хочу поделиться своим опытом учебы в канадском University of New Brunswick. На самом деле я ни дня не был в Канаде, хотя программа допускала такую возможность. Это была совместная программа Международного институт бизнеса и их канадских партнеров. Длительность 18 месяцев, первую часть курсов читают наши преподаватели (кстати, это оказалась самая полезная часть); вторую часть приезжающие в Киев преподаватели из Канады. При этом вы получаете два диплома MBA: один от МИБ-а, второй от University of New Brunswick. Причем последний ничем не отличается от тех дипломов, которые они выдают у себя в провинции. Я считаюсь их полноценным выпускником, со всеми правами (например, на рассылку моих транскриптов). Так что если вы всерьез задумываетесь о переезде на учебу или работу за рубеж, рассмотрите внимательно подобные Double-Degree программы, позволяющие относительно недорого в Киеве получить полноценный западный диплом. И хотя уровень приезжающих к нам канадских профессоров был на порядок ниже их украинских коллег из МИБ-а, диплом University of New Brunswick признается во всем мире. Кроме МИБ-а Double-Degree программы предлагают и другие бизнес-школы в Украине, но насчет качества их услуг лично я ничего сказать не могу, как и о том, признаются ли их дипломы в других странах.
Языковые экзамены: IELTS/TOEFL
Все выходцы из неанглоязычных стран перед поступлением на учебные программы должны подтвердить свой уровень владения английским языком (что, в общем-то, логично). Требования различных университетов слегка различаются, но обычно вариантов всего 3:
- Сдача TOEFL это мировой стандарт, и я еще ни разу не встречал магистерскую или докторскую программу в Северной Америке, которая не признавала бы результаты этого экзамена. сдача EILTS (аналог TOEFL-а, администрируется в Украине British Council). В отличие от TOEFL, EILTS принимается в США и Канаде менее охотно, хотя ситуация с каждым годом улучшается. Так что нужно уточнять требования конкретно вашей программы. Из пяти канадских программ, куда я подавал документы, все пять EILTS признавали.
- Предыдущая учеба в университете англоговорящей страны (обычно не менее двух лет). Это вариант подходит тем, кто уже имеет западную степень бакалавра или магистра.
Лично я сдавал IELTS, получив overall балл 7.0, что достаточно для удовлетворения требований приемных комиссий для магистерских и докторских программ. Исходя из своего опыта поступления, могу дать следующие рекомендации:
- в принципе, требования к «проходному» баллу для университетов по результатам TOEFL и EILTS примерно одинаковы, и предполагают, что вы свободно можете общаться на английском языке, как устно, так и письменно (ведь вам же предстоит серьезная учеба и написание диссертации, так что язык не должен быть проблемой). Поэтому: во-первых, язык нужно знать хорошо; во-вторых, выбирать между TOEFL и EILTS исходя из критерия «что проще?» нет смысла требования примерно одинаковы;
- подготовка и сдача EILTS для поступления в университет (Academic Module) поможет вам в дальнейшем сдать этот же экзамен с целью иммиграции в Канаду (правда, придется сдавать экзамен еще раз, уже General Module, но минимум на 50% вы уже будете подготовлены). Если же иммиграция в Канаду у вас в планах не значится, лучше выбрать TOEFL: он признается всегда и везде, да и сдавать его можно в одном из множества центров практически в любое время, а не раз в месяц, как IELTS.
- абсолютно практичный совет относительно того, как за 56 месяцев «подтянуть» свой английский до нужного уровня: слушайте английские аудиокниги (художественные, по бизнесу, по истории, по философии все равно, лишь бы в оригинале). Мне это ОЧЕНЬ помогло. Сразу предвижу скептицизм некоторых читателей: мол, на слух я не воспринимаю. Почему-то этот ответ я слышу ВСЕГДА, когда даю данный совет. Так вот: я тоже на слух раньше серьезные тексты в оригинале не воспринимал. Я типичный «визуал», мне нужно видеть текст глазами. Тем не менее, за пару месяцев постоянного прослушивания аудиокниг я научился сосредотачивать внимание, понимать и запоминать то, о чем в них говорится! Уже более полутора лет я каждый день слушаю английскую речь на своем mp3-плеере: по дороге на работу / с работы (пока все вокруг слушают музыку:), утром за завтраком, во время длительных загородных поездок, и т.д. Естественно, слушаю только то, что мне интересно, в зависимости от настроения: аудиоверсию журнала The Economist, книги о бизнесе, лекции на тему философии научного познания, канадские Интернет-радиостанции и т.д. Это работает: мозг волей-неволей запоминает новые слова и языковые конструкции. Да, понимается не все, но я и не ставлю себе за цель понимать 100% услышанного. Мне важно улучшать свой английский, и данный метод работает.
- и последнее: рекомендую отложить языковой экзамен на потом, после сдачи GMAT. Поверьте: после подготовки к GMAT-у что TOEFL, что IELTS, покажутся вам упражнениями для школьников младших классов. Хотя GMAT формально не является «языковым» экзаменом, его успешная сдача требует владения английским на уровне значительно выше среднего.
GMAT
Все уважающие себя бизнес-школы в мире требуют результаты экзамена GMAT (или аналогичного GRE). Это обязательное условие поступления на PhD-программы по бизнес-администрированию, альтернативы ему нет (по крайней мере, я об этом никогда не слышал). Об этом экзамене написано очень много, так что расскажу лишь некоторые собственные наблюдения и выводы:
- мой личный результат GMAT с первого раза 690. Наверное, для Harvard этого недостаточно, зато для остальных бизнес-школ (тем более канадских) вполне нормальный результат. По крайней мере, ни одна из бизнес-школ, в которые я рассылал документы, не высказала недовольства. Обычно формальный минимум 600, но что-то мне подсказывает, что с таким результатом документы лучше не отсылать.
- GMAT сдать сложно. Но возможно. посещать специальные курсы не обязательно (я не посещал). Возможно, если вам нужен результат в районе 780, курсы необходимы тут уж судить не берусь.
- я готовился по книгам (купил 2 б/у книги по подготовке к GMAT за 500 грн.) и с использованием специального софта.
- регулярно читайте The Economist в Интернет, особенно раздел «Science and Technology», где в статьях без подготовки можно понять лишь процентов 20 (мой личный опыт). Если вы со временем осилите эти статьи (сможете быстро и без словаря улавливать смысл текста, без деталей) то будете готовы к чтению текстов, которые вам предложат во время сдачи GMAT.
- последнее: избавьтесь от телевизора дома (если вы этого еще не сделали). Это даст вам дополнительные 1015 часов в неделю для плодотворной работы при подготовке к GMAT. Ни новости, ни футбольные матчи, ни передачи Discovery Channel не стоят вашего времени в период подготовки к GMAT: вы идете к заветной цели, перспектива достижения которой с лихвой перевешивает сиюминутное удовольствие от траты времени у «голубого экрана». А для отдыха лучше идти гулять на улицу (естественно, с mp3-плеером и английской аудиокнигой :)
Отправка документов, ожидание решения
Самая простая и приятная часть процесса поступления. Пакеты документов приемным комиссиям я отправлял DHL-ом (через пункт в Киеве на Главпочтамте, там оказалось в два раза дешевле, чем через фирменные точки компании). Дедлайны у каждой PhD-программы свои, но обычно к концу года все документы нужно отправить.
Решения начали приходить в марте в первый день весны пришло письмо по e-mail с поздравлениями и предложением учебы. Отказы же приходили до конца мая по обычной почте. Всегда ли действует такое правило судить не берусь.
После того, как я по электронной почте подтвердил мое желание учиться на PhD-программе, мне выслали твердую копию Letter of Acceptance (с указанием размера предполагаемой стипендии!), которое я тут же радостно понес в посольство Канады для получения виз (в составе пакета документов с анкетами, копиями документов о наличии имущества, и т. д. все по стандартной процедуре): Через полтора месяца в наши паспорта поставили желанные штампы для всей семьи, и теперь осталось лишь ждать переезда и начала учебы...
Удачи!
Александр Осиевский
наверх
|
|
|