Артефакт

Мой поиск работы в Торонто / 2 марта 2005 г.

Автор: Synopsys

«Да простят меня мужчины, речь пойдет о женщинах...»

Аркадий Райкин

Нет, нет, разумеется, речь не идет о смене пола в связи с требованиями местного рынка труда. Просто основная масса людей, активно использующих Интернет и зависающих так или иначе в форумах, связана с программированием во всех его проявлениях, или IT-индустрией, как хотите. Так вот, об этих людях и путях их трудоустройства говорено уже немало и повторяться я не буду. Тем не менее, чистые гуманитарии могут также не радоваться раньше времени, так как и им все нижеизложенное будет полезно лишь до той степени, до которой они будут готовы перестроиться на более технический лад.

Несколько раз видел то там то сям чужие постинги с призывами «Инженеры-электронщики, отзовитесь!», и готов был сам присоединиться к зову, да, как оказалось, присоединяться особенно не к кому. Так вот, прошу считать меня отозвавшимся.

С известной долей скептицизма и здорового творчества этот опыт можно распространить и на прочих ИТР, за исключением тех редких индивидуумов, которые работали по ту или другую сторону океана на Североамериканске фирмы, свободно говорят по английски и которые, скорее всего, сейчас уже давно трудоустроены если не в Канаде, то в США, или еще где.

Итак, социальный портрет: в активе — высшее образование (специальность — «Электронные приборы и автоматика физического эксперимента», ФТФ УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 1994) + защищенная накануне отъезда кандидатская диссертация (к. т. н., специальность — «Атомные реакторы, машины, агрегаты и технология материалов атомной промышленности», там же, 2004 г.), 10 лет стажа работы по специальности, IELTS на 7/9/7/7 и прибывшая совместно совершенно неанглоговорящая семья в составе еще двух поселенцев; в пассиве — выезд на иммиграцию как первый опыт реального общения в англоговорящей среде.

Проанализированная на предмет перспектив трудоустройства и профессионального обучения пресса в первую по приезду (22.10.2004) неделю не дала ничего кроме двух-трех объявлений от местных частных «колледжей» по программам экпресс-обучения, сходным по направлению с уже имеющейся специальностью hardware/electronics design engineer. Пробные походы в сами «колледжи» заставили усомниться в их способности научить хоть кого-нибудь хоть чему-нибудь: во-первых, по причине крайней отсталости материальной базы (386 и 486 я сам уже не использовал лет 5 и не видел в работе года 2–3, а единственный Evaluation Kit с микроконтроллером Microchip PIC16/17 имел вид такой, как будто через него прошли уже многие десятки нерадивых студентов) и во-вторых программы обучения были составлены так, чтобы дать как можно больше самой примитивной информации за как можно большее время обучения (реально после таких курсов можно было только паять схемы в кружке радиолюбителя, но работать...).

Во время более внимательного чтения тех же газет (а за 3–4 прошедших месяца их содержание почти не изменилось, если не считать изменениями перестановку с места на место одних и тех же рекламных блоков) наткнулся на простую, но глубокую мысль, которая объясняет плачевное состояние обучения по указанной специальности, и над которой стоит поразмыслить каждому: «Чтобы узнать, насколько востребована та или иная специальность или профессия, нужно всего лишь посмотреть, как много различных учебных заведений обучает этой профессии». В самом деле, если такие специалисты не востребованы, обучение отомрет само довольно быстро.

В моем случае таких заведений было три и в двух я уже побывал. Для сравнения, вещам более приземленным, типа ремесла водителя, электрика, механика, медсестры и т. п., обучали все кому не лень и число таких объявлений доходило до 20–25. Таким образом, на карьере канадского инженера-электронщика был поставлен жирный крест.

Впоследствие мысли эти нашли подтверждение в моем разговоре со знакомым, котроый, находясь к Канаде уже более 6 лет, упорно идет дорогой именно hardware designera. В наш первый разговор в конце 2002 года он говорил, что любит свою специальность и не променяет ее ни на что (я предлагал рассмотреть как альтернативу должность т. н. maintenance engineer, который не разрбатывает новое оборудование, а обеспечивает обслуживание и функционирование уже работающего — этот вариант был отброшен как нетворческий и, поэтому, второсортный). В 2004 тот же человек признался, что работает он по своей «любимой» профессии урывками по год-полтора, т. к. за это время проект обычно заканчивают или закрывают, а весь народ увольняют с туманными перспективами поиска нового места. И тот же самый человек, котрый и слушать не хотел о вакансии maintenance engineer, когда совсем прижало безденежье, отработал полгода простым электриком, получая при этом вдвое больше, чем недавно инженером (!).

«Такой хоккей нам не нужен!» — работать пусть даже и творчески, но в жестких временных рамках, отвечать за содеянное, быть под угрозой увольнения непрерывно и при этом получать несоразмерно мало — увольте! Гораздо больше мне нравилось отработать свое с теми же проводами, но электриком (благо, диплом ПТУ был получен еще до окончания университета и дело это было не бог весть какое новое) и не брать в голову как раньше, как решить ту или иную проблему и на работе и дома.

Как оказалось позже, у электрика есть и еще одно преимущество перед инженером — если инженера могут «попросить» остаться и поработать вечером для ускорения процесса, то согласие закончится только улучшением (это вряд ли) или неухудшением (может быть) отношений с начальством, и то не всегда. Если о подобном «просят» электрика, то всплывает волшебное слово OVERTIME — т. е. оплата рабочего времени за пределами его нормальной продолжительности (а в Канаде это 37,5–40,0 часов в неделю) — с коэффициентом 1,5 для обычных рабочих дней и с коэффициентом 2 для выходных и праздников. А это уже две большие разницы!

А если идти еще дальше, то дорога к собственному бизнесу, т. е. работа на себя со всеми преимуществами вольного обращения с местным налогообложением с места электрика просматривается гораздо яснее, чем из-за стола инженера. Тем более, что электрики не останутся за бортом никогда, кому-то при любых кризисах все равно будет необходимо держать в рабочем состоянии электрооборудование жилых зданий, офисов, магазинов, заводов и многого чего еще.

Профессиональное образование в Канаде четко структурировано и подчиняется определенным правилам. Для работы кем бы то ни было (инженером, кстати, тоже) Вам, скорее всего, потребуется сдать профессиональный экзамен (а для инженера и не один) на получение соответствующей лицензии. Причем само по себе окончание college или vocational/technical school (university в случае с инженером) не дает права сдавать этот экзамен. До этого Вам еще нужно пройти этап т. н. apprenticeship, т. е. ученичества — работы совсем задешево под руководством более опытного наставника в течение нескольких (для электрика, например, пяти) лет (!) (инженер должен для получения квалификации отработать инженером в Канаде не менее одного года и заручиться при этом рекомендациями как минимум двух профессиональных канадских инженеров — P. Eng.).

К счастью, опыт, полученный в своей стране, может, если он правильно подтвержден документально (или аккуратно представлен таковым), быть признан за эквивалент apprenticeship, и тогда дорога к лицензии парикмахера, механика, оператора станков с ЧПУ, сварщика и т.д. открыта (инженерный опыт тоже признают, но года инженерного труда в Канаде не избежать).

Строго говоря, между рабочими специальностями и специальностями инженерными в Канаде существует еще прослойка т. н. engineering technicians/technologists, которые получают свои собственные лицензии и являются переходным звеном между названными группами технических работников. Говорят, если иметь в кармане лицензию техника/технолога, подкрепленную соответствующим образованием, то сдача экзаменов на P. Eng. если не превращается в формальность, то существенно упрощается. Отмечу также, что для работы простым электриком на «серьезных» заводах типа Bombardier, Ford, Chrysler и им подобным (с оплатой до $40–$45 в час, кстати) почти всегда требуют иметь, кроме опыта работы, ту самую лицензию техника/технолога.

И связь здесь вот какая: за 1 год канадского инженерного опыта может сойти работа в течение года лицензированным техником/технологом, если Вы докажете, что она имела преимущественно инженерный характер, что чаще всего несложно (engineering technicians/technologists, помните?). В свою очередь, требуемый год опыта для лицензии техника/технолога может при определенном умении быть получен на рабочем месте того же электрика, например, если он не просто лампочки меняет, а имеет дело со схемами, что-то сам разрабатывал, налаживал, запускал и т.д. Чувствуете разницу между попыткой сразу штурмовать инженерные позиции с минимальными шансами быть принятым (разве что на start-up позиции на $12–$15/час и то, если Вам удастся «обскакать» конкурентов — выпускников местных университетов) и плавным развитием своих навыков от самой «сохи», до «сияющих вершин»?

Кстати, инженер в Канаде — это не совсем то, чем он является в бывшем СССР. Одного моего знакомого здесь (инженер-судостроитель, специалист по сварке) на интервью на позицию инженера-сварщика попросили прямо на месте сварить что-то там. Конфуз был велик, когда он признался, что, имея более 30 подчиненых сам не варил ничего и никогда. Понимания он тогда не нашел и позже переучился на программиста (ему еще повезло, это было золотое время программерского бума, сейчас это вряд ли бы удалось).

Но это все теория. На практике устроиться по специальности, подразумевающей хоть какую-то квалификацию, т. е. на те же $12–$15/час и выше сразу по прибытию тоже непросто, в отличие от неквалифицированного труда за $6–$8/час, где можно работать уже на второй день после приезда. И тут важно не попасть вот в какую ловушку: та самая неквалифицированная работа (чаще всего за cash) позволяет при абсолютном безденежье зарабатывать до $1500–$2000/мес, если уделять ей достаточное количество внимания, что само по себе неплохо. Но она лишает самого ценного иммигрантского ресурса — времени, и у Вас просто не останется возможности учиться, повышать квалификацию и, таким образом, свою ценность как работника. Тем более, что сама работа такого рода чаще всего ничему научить не может, даже язык останется, скорее всего, на том же уровне, что и прежде.

И тут я подарю вам второе откровение (после первого, по поводу критерия востребованности выбранной специальности). Мысль тоже не бог весть какая новая, но мало афишируемая, позже объясню почему. Когда нас учат искать работу, то говорят о важности структуры резюме и его лексики, подготовки к и поведению на интервью, написанию cover, follow-up и thank you писем, звонкам потенциальным работодателям, стратегии поиска вакансий и т. д. и т. п. Советами по любому из этих вопросов посвящены разделы любого из сайтов, так или иначе относящихся к поиску работы, об этом же пишут многочисленные профессиональные консультанты. А говорят ли так же активно о том, что таким образом заполняется только 5–8% вакансий? Около 40% вакансий занимают работники после внутренних (в пределах компании) перемещений и на это нам повлиять ну никак не удастся. А вот еще около 40% — это результат трудоустройства по личным связям, то что здесь называется network, и вот здесь, как раз, есть к чему приложить максимум усилий, все таки ставки в 5–8 раз выше, чем традиционным образом!

Догадались почему так обстоят дела с всяческим выпячиванием правильности написания резюме и прочего? Вам говорят, что правильно написанное резюме — это половина успеха и это несомненно так, но только не для первого поиска работы. Специалисты прекрасно знают, что из 100 человек, обратившихся к услугам профессионалов в написании резюме и заплативших им свои деньги, 85–90 человек сделают это зря, но это как раз повод снова позвать их в другое место для улучшения их резюме, привлечь людей на курсы по обучению поведению на интервью и все это деньги, деньги, деньги... Все затраченные средства и усилия, разумеется не пропадут даром и повысят шансы трудоустройства такого человека во второй, третий и т.д. разы, но для первого они если и сыграют роль, но не самую первостепенную. Попробую доказать это на своем примере.

Выбрав путь, в котором предстоит двигаться, я стал искать информацию, кто же и как учит премудростям сдачи экзамена на межпровинциальную лицензию электрика. По дороге необходимо было решить проблему обоснования своего минимум 5-летнего стажа работы электриком в России, чего не было и в помине.

В качестве лирического отступления (кого не интересует конкретно ремесло электрика могут смело пропускать текущий узкоспециальный абзац): в Онтарио существуют две лицензии электрика — Construction & Maintenance Electrician (309-A) и Industrial Electrician (442-А). Первые работают на строительстве и в службах поддержания в рабочем состоянии электрооборудования зданий, а вторые — на заводах, на обслуживании промышленного оборудования и автоматики. Соответственно, первые чаще всего работают self-employed на контрактах и субконтрактах, а вторые — обычными наемными работниками. В зависимости от конкретной ситуации работодатели требуют наличия той или другой конкретной лицензии, поэтому полезнее иметь их обе, что чаще всего и имеет место быть, хотя, как не удивительно, вопросы на том и другом экзамене почти ничего общего не имеют. Если Вам удалось показать наличие у Вас минимум 5-летнего стажа по одной из указанных специальностей, Вас допустили к профессиональному экзамену и Вам удалось его сдать, то для сдачи на вторую лицензию Вам милостливо позволят иметь только 4 года стажа по этой второй специальности.

Наличие стажа подтверждается письмом-характеристикой с места (или якобы с места, проверять они все равно не будут) работы. Письмо пишется по всем канонам оформления иммиграционных документов на фирменном бланке (можете изобрести свой), с печатью (если сумеете заполучить или подделать) или без оной (с «фирменным» бланком проходит и так). Смело придумывайте названия организаций, фамилии начальства, телефоны, факсы и т. п. — никому в голову не прийдет проверять их). Жизненно необходимо, чтобы перечень должностных обязанностей содержал полный набор «контрольных» слов, которые должны быть по их понятию в арсенале умений любого канадского электрика, и которые как раз и будут сверяться со специально разработанным для этого (наверное теми же, что и для целей иммиграции специально обученными людьми) перечнем. Далее письмо переводится сертифицированным переводчиком и предъявляется по месту требования. Но, так или иначе, до письма дело дойдет только когда Вы уже пошли сдавать экзамен, т. е. в курсе, что у Вас будут спрашивать и что Вы должны отвечать.

Не стоит бояться того, что указание фиктивного рабочего стажа перекроет вам дальнейший путь к инженерной сертификации, т. к. не останется свободного места в Вашей насыщенной трудовой биографии. Как мне было пояснено, как это обычно в Канаде происходит, каждый занимается своим делом и ассоциации Professional Engineers of Ontario глубоко наплевать что Вы там наплели про себя в Ministry of Colleges and Professional Education. Впоследствие Вы смело можете писать новые рекомендательные письма, более близкие к реальности и перекрывающиеся по датам с ранее продемонстрированными.

Как оказадось, подготовка к профессиональным экзаменам (по крайней мере на электриков и механиков) у нас в North York поставлена на поток. Это лишний раз подтверждало, что вся эта масса людей рано или поздно трудоустраивается и живет неплохо при этом. Стоило взять только русские газеты и выбрать что-то по душе (при критическом взгляде в мусоре, который представляют из себя местные русскоязычные издания можно выудить 2–3% полезной информации). Как и при сдаче на права я по-простому выбрал самое большое объявление и позвонил туда (впоследствии был рад, что не ошибся, услышав позже от двоих-троих знакомых хорошие отзывы именно об этой школе).

Условия были простыми — $300 в начале обучения и столько же по получению желанного результата. Время на подготовку не ограничено и зависит только от способностей конкретного субъекта. Люди обязались за указанную сумму учить меня до полной победы. Взнос за экзамен (еще $100 в госказну) я оплачиваю дополнительно, в том числе и повторно, если буду настолько туп, что не сдам с первого раза. Кстати, после первого несданного экзамена второй будете сдавать не раньше чем через две недели, и если провалите и его, Вам придется забыть об этой карьере, третьей возможности не будет никогда. Так или иначе, даже на первый экзамен меня не собирались выпускать без соответствующей проверки, что же я готов продемонстрировать.

Сам экзамен — это стандартный для Северной Америки multiple choice из 100–120 вопросов, на который Вам дают, если не ошибаюсь (вот ведь, не помню уже!), около трех часов. Обучение заключалось в предоставлении всех возможных вопросов (около 130) и выучиванием правильных ответов на них, с постоянными попытками понять и систематизировать максимум из заучиваемого. Люди, занимающиеся обучением, сами работают в электрической отрасли по 8–12 лет, знают всех и вся, начиная с того, что должно быть в письме-характеристике и заканчивая тем, где и как искать работу и куда стоит, а куда не стоит идти работать. Кроме собственно подготовки к экзаменам на получение лицензий, проводится обучение по более специализированным дисциплинам типа устройств промышленной электроавтоматики, электромеханики или PLC, что стоит уже дороже и требует больше времени, но окупается сторицей. Выпускники школы трудоустраиваются в течение 1–2 месяцев на $15–$20/час на старт и систематически оповещают школу о вакансиях, которы время от времени открываются то там, то здесь (вот он, неожиданный бонус в виде network строительства!).

Тот самый пресловутый network-фактор сыграл свою роль, когда я в середине ноября готовился к экзамену на Construction & Maintenance Electrician Licence (309-A) и только начинал задумываться о поиске работы (по получению лицензии, разумеется), т. к. баланс заготовленных к расходованию наличных средств уже стремился к нулю. В школе появился человек, котрый ранее здесь учился, а сейчас, по семейным обстоятельствам уезжая на Родину, освобождал рабочее место и искал себе замену. Предлагалось место электромеханика в Миссиссаге, full-time, за $10–$12/час наличными. Несомненным плюсом было то, что выходить на работу можно было уже завтра, работа предусматривала хоть какую-то мыслительную деятельность и имела отношение к проводам, уровень оплаты был не самым плохим для начала, а работы обещалось довольно много. Минусами оказались назначенные реально $10/час, отсутствие, разумеется (cash, однако), повышенно оплачиваемых овертаймов и русскоговорящее окружение (украинцы, давно уже живущие здесь в Канаде и именующие себя по привычке русскими). Однако в целом, впечатление было положительным, учитывая то, что на поиск работы не тратилось никакого времени и усилий, а результат был налицо. Опять же это было приобретением «канадского опыта», которым при случае можно было как флагом размахивать.

Итак, на работу я вышел 23.11.2004, ровно через месяц после приезда. Суть работы заключалась в ремонте и обслуживании промышленного поломоечного оборудования (большие пылесосы, специальные поломоечные машины, которые все видели, наверняка в залах аэропортов, и прочая дребедень). Работа на самом деле была больше работой механика, чем электрика, но зато, кроме работы непосредственно в мастерской в Миссиссаге, в будущем, после накопления определенного опыта, планировалось привлечь меня и к service call'ам, т.е работе у клиента на месте, благо общение на английском с клиентами никаких проблем не представляло (за исключением специальных терминов, обозначающих отдельные части машин и некоторые инструменты). Нерегулярно, но довольно часто приходилось также гонять по всей округе на компанийских вэнах или грузовых фургонах для возврата клиенту отремонтированной или доставки от него поломанной техники.

Весело вспоминать, как в первый же день после обеда мне вручили ключи от Shevrolet размером больше нашей «Газели», 4 адреса в даунтауне Торонто и полный фургон отремонтированных пылесосов и инструментов. А ведь именно в этот день утром я впервые самостоятельно выехал на хайвэй, чтобы добраться до места работы (выезды 2 раза по 10 минут на уроке и экзамене по вождению не считаются, прав тогда у меня еще не было)! А тут «сарай» с железяками, который надо вести со скоростью около 100 км/ч по дороге, по которой едешь впервые, да еще в 14:30, когда в даунтауне, и так не больно просторном, уже начинается час пик. Еще больше веселья было, когда на обратном пути около 18:00 уже час пик в самом расцвете, и выезд с хайвэя по которому я в даунтаун въехал закрыли и я поехал по берегу Онтарио не то, чтобы наобум (карта в машине была), но с трудом представляя, как и что.

Тем не менее, и это было полезно неимоверно, ведь можно было вдоволь попрактиковаться в вождении в Канадских условиях на чужой машине, за чужой счет, без каких бы то ни было последствий в случае чего (страховка у всех машин компании по бизнес-формату, так что ехать за рулем может кто угодно). Позже мне удавалось еще и какие-то свои дела делать попутно (а мне за это еще и платили!) когда я был на выездах, но это случалось нечасто.

Работы и в самом деле было навалом, по 9–10 часов в день, 5–6 дней в неделю, так что по $1000–$1100 за две недели получалось. Проблема была как раз в том, чтобы удержаться от такого «зарабатывания» (никто, кстати оставаться после 17:00 не заставлял, можно было домой отправляться, но HWY401 в это время — не подарок, так что проще было задерживаться), а то дела с подготовкой к экзамену не двигались никак.

И вот, по прошествии первого месяца работы я «тонко намекнул», что, мол почти все уже умею и делаю сам, на service call’ы езжу, и пора бы мне до $11/час проапгрейдиться, тем более, что при первом разговоре именно через месяц мне обещали или повысить зарплату или нет. Начальство долго раздумывало и приняло совсем неожиданное для меня решение — я был уволен с расчетом немедленно! Обосновано это было просто: люди сказали, что не видят смысла меня учить дальше, т. к. я с моими «умениями» и языком все равно уволюсь сам если не через месяц, то через два, а им не с руки на меня время терять. Позже оказалось, что вернулся с Украины тот самый человек, который меня сюда и пристроил и попросился на работу. Предпочли взять его обратно, потому что несомотря на его 4 года в Канаде язык у него оставался в зачаточном состоянии, $12/час он считал манной небесной, и был, таким образом, идеальным работником.

И вот на дворе канун Рождества, 23.12.2004, все то же число, но еще месяцем позже, а я скажем так не совсем в праздничном настроении, т. к. увольняться предполагал по весне и в «мягком» режиме, получив лицензию и найдя работу электрика. А так, ни того ни другого. Позвонив в школу, пожаловался на свою тяжелую судьбу и был немедленно мобилизован экстренно готовиться к сдаче экзамена, раз все равно времени свободного завались. Однако и тут судьба преподнесла сюрприз: как оказалось, на днях какого-то «нехорошего человека» отловили на экзамене с комплектом вопросов-ответов и по этому поводу экзамены были отменены на неопределенный срок, до особого распоряжения.

Решение было предложено там же в школе: неотмененным остался экзамен на Industrial Electrician Licence (442-А), поэтому будем сдавать его. Мне снова дали комплект вопросов, уже других, и я опять погрузился в учебу. Новый материал был явно ближе к моей прежней работе и, переписав и переведя заново производственную характеристику, я 29.12.2004 был уже на экзамене. А неделю спустя по почте пришел конверт с поздравлениями по поводу успешной сдачи профессионального экзамена с результатом 80% при passmark’е в 70%. Саму лицензию обещали прислать позднее.

До этого момента я успел освежить в памяти все что знал о резюме и прохождении интервью и потратил три новогодних дня на написание резюме на должность electronics technician (деньги те же, что у электрика, но работа более знакомая). Ну а здесь пришлось творчески переработать его в резюме на industrial electrician, убрав всякие упоминания о высшем образовании, не говоря уже о кадидатской, которой и в первом резюме по понятной причине не было. Атаковать предполагалось на обоих фронтах. В обоих резюме, разумеется, в Employment History красовался адрес компании в Миссиссаге со сроками работы 2004–2005 (при увольнении меня уверили, что если будут необходимы референсы, то они будут предоставлены и я счел, что никто не пострадает, если по документам я все еще буду как бы работать на прежнем месте).

И тут как снова не вспомнить о полезности существования уже какой-никакой но все-таки network! За первую неделю я разослал около дюжины резюме, «заточенных» как бритва и снабженными «убойными» (как мог) сопроводительными письмами (куда мне до АК, рассылавшего по 50 резюме в день...), скрупулезно записывая куда, кому и по какому поводу я апплаился. Мне это дело уже порядком наскучило, тем более, что на дворе были праздники, и скорой реакции от агентств и работодателей ожидать не приходилось. И тут из школы (вот она, network!) пришли вести о том, что завод в Брамптоне набирает около десятка (!) операторов-механиков линий-автоматов. Это было не совсем то, к чему я стремился, но условия были совсем неплохими на первый взгляд: $18/час (официально, чеком), работа 3 смены в неделю по 12 часов каждая, остальное — выходные, оплата не за 36 отработанных, а за 40 нормативных часов каждую неделю, все что сверх этого — полноценный овертайм, профсоюз (!) и все бенефиты — по истечению испытательного срока. А набор такого количества механиков говорил о расширении производства, следовательно завод на подъеме, и вполне возможно дело дойдет и до расширения maintenance персонала и будет шанс перейти работать там же электриком.

В спешке приготовил еще одно резюме на line mechanic-operator, в котором говорилось, что я только и делал всю жизнь, что линиями-автоматами «оперировал» и только последние пять лет был электриком. Сгонял на завод, подался лично (что тоже, кстати, нечасто встречается, около 80–90% вакансий объявляются рекрутинговыми агентствами, и только оставшиеся — непосредственно работодателями), и был вызван на интервью пять дней спустя. Поболтал за жизнь с помощником местного HR-менеджера, прошел тест (multiple choice, 80 вопросов, куда же без него) на общую физику в объеме 6-го класса средней школы, набрав 95% вместо требуемых 68% и побеседовал по душам, как позже оказалось, с plant-manageroм или по-нашему с директором завода. Впечатление и от завода, и от персонала (надеюсь, что и от меня) было неплохое, и далее предстояло финальное интервью с HR-менеджером, которая была в командировке, и оное состоялось через день. По завершению чего мне был предложен job offer, который я благосклонно принял. Это было мое первое и пока единственное интервью здесь в Канаде...

17.01.2005 я снова был на работе. Всем нам, кто попал на работу на этот завод, повезло еще и вот в чем: компания впервые в своей истории (а это международный концерн с более чем 200 заводами в 26 странах мира) решила обучать персонал не «на ходу», на работающих линиях, а заранее, на тренингах. В результате за первый месяц мы реально успели поработать в сумме часов по 20, остальное время занимаясь в классе. При этом все это время исправно оплачивалось по нашей тарифной ставке. Фокус с оплатой 40 часов вместо 36 оказался способом поддержания в рядах работников трудовой дисциплины: опоздание на работу на 5 минут раз в неделю приводит к тому, что вместо 40 часов в своем чеке человек увидит 35 часов 55 минут, т. е. потери составят под $70! Неплохо для пяти минут? К минусам же можно отнести то, что испытательный срок, до конца которого нужно дожить во что бы то ни стало, имеет продолжительность 720 часов или около 5 месяцев, а это немало. Но зато завод гарантирует индексацию зарплаты раз в год, в ноябре, на 3% из-за инфляции и повышение зарплаты новичкам каждые полгода на 2,5% до достижения максимума в $21/час через 3 года работы. Итак, «Наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи!».

Каждый сам выбирает свой путь, что, как и когда он будет делать как в большом, так и в малом. Я вовсе не призываю всех, кого не устраивает из нынешнее положение бросать все и становиться электриками, механиками, водителями и т. п. Моей целью было лишь показать, что кроме путей трудоустройства посредством рассылки тысяч резюме, десятков интервью и полугодовых, а то и больше поисков есть еще вариант не менее результативный, базирующийся на волшебном слове NETWORK. Учитесь всему чему только можно, встречайтесь и общайтесь с как можно большим количеством новых людей. Кто знает, который из этих контактов сыграет потом решающую роль в Вашем трудоустройстве?

Synopsys

Часть вторая

Новости раздела

20 ноября 2013 г.
Ляля: перелёт с детьми
Ляля: устройство в школу
Ляля: прививки
Ляля: открытие домашнего детского садика
Алексей Осиевский: Опыт поступления в аспирантуру Канады

1 ноября 2013 г.
Siberian_girl: «В погоне за ветром, Или это сладкое слово „халява“»
Siberian_girl: поиск второй работы
Allinois: IELTS в Канаде
Сергей Бураков: в Канаду без английского

Ещё на сайте

Библиотека
Языки
Друзья
Дизайн
Авторский угол

Интернет

Québec
Maple Dip
CIC Canada
Map of Canada
Иммиграционный сервис Lawpoint.ca


Рейтинг@Mail.ru

wordpress statistics

Рейтинг@Mail.ru