Артефакт

«школьные годы чудесные...» / февраль 2006 г.

Авторы: Олевелая Эм и Борода

Супруга отписала друзьям в Россию обширное письмо про школьное житье-бытье. Поскольку тема показалась мне интересной для широкого круга заинтересованных лиц, выкладываю здесь слегка обезличенную версию (с позволения супруги, конечно :-))

(с)

«....

Привет!

Попытаюсь ответить на многие вопросы, которые мне задавали о ребенкиной школе, её адаптации и отношении.

Значит, школу я пыталась выбирать еще до переезда. Информация о школах открыта и имеется в интернете.

В 3-х и 6-х классах проводятся всеобщие тесты каждый триместр. Эти результаты суммируют и публикуют. Можно узнать (в скобочках — показатели нашей школы):

— место в рейтинге по региону (44 из 2850),

— оценки учеников, их сравнение с регионом (там целый график по классам и предметам, у нас — выше чем по Торонто и Онтарио),

— процент оценок ниже «4» (11,5%)

— процент детей, не учавствовавших в тестах (16,8%)

— статитику по половому признаку (54% М),

— процент детей есл (esl = english as a secong language) (87%, из них 29% приехали менее 2-х лет назад, 36% приехавших 3—5 лет назад),

— кол-во учеников (732 на весну 2005)

— даже кол-во лет обучения «наиболее образованного родителя» (16,7 лет)

— некая средневзвешенная оценка, дающаяся Институтом Фрейзера по совокупности факторов и её тренд за последние 5 лет (9,6 из 10 возможных)

— конечно же, школьная программа: какие предметы, спецпредметы, есл-программы, кружки, клубы и все такое прочее.

Уф. Даже полазила по всем сайтам сейчас чтобы выписать новые данные. Совсем не захваливаю нашу школу, не вижу в ней ничего особенного, просто такие цифры в статистике. Смотрела все эти данные перед поселением на данной территории.

Ученики приписаны к школам своего района, на сайте «гороно» (http://www.tdsb.on.ca) можно узнать, в какую школу будет ходить ребенок, введя адрес.

Еще есть школы

— частные (про них даже не думаем, ибо они сильно платные),

— католические и прочие религиозные (тоже не планируем),

— французские, где преподавание на французском, а английский с 4-го класса как второй язык (туда надо поступать с 1-го класса, потом уже трудновато догнать), про них есть разные мнения среди народа, сама судить не могу.

В школу надо заранее регистрироваться, но вроде если живешь в этом районе, то все равно возьмут. Дома при хороших школах котируются и соответственно ценятся/стоят больше.

Распределяют по классам в зависимости от года рождения. Мы попали в 4-й класс (грейд).

Первые 2 года после приезда ребенок считается есл-студентом, для него везде ставится эта пометка, дополнительно объясняются тесты, некоторые задания просто отменяются из-за языка, дается дополнительная поддержка учителя, если в школе есть возможность — основные предметы проводятся в есл-классах (сейчас у нас такой — английский, со второго семестра детеныша перевели в общий класс по математике, т.к. она справлялась)

Начинают учиться в первый вторник сентября, первый понедельник — день труда, выходной, так что «первое сентября» не всегда попадает на первое :-)))Каникулы были рождественские, с 24 декабря по 7 янв., будут весной 13–17 марта, летние с конца июня по сентябрь. Еще есть несколько дней без уроков, что-то типа методических дней для учителей.

В самом начале ходила я узнавать, чего купить и приносить надо. Сказали: 1) рюкзак 2) ланч-бокс 3) кроссовки и спорт одежду для физ-ры 4) сменную обувь 5) карандаши и фломастеры в пенале.

За 5 или 6 долларов дали дневник-планнер на конкретный год с красочными страницами и справочными материалами, вполне похож на российский. В уголке — перфорация, уголок отрываешь и он служит закладкой.

Еще принесли каждый типа коробки из-под мюслей (я — икеевскую картонную) как стоячий фолдер широкий для персональных бумажек.

Периодически собирают по нескольку долларов на экскурсии или в благотворительные фонды.

По урокам. Есть в наличии:

— «язык» На нем учат по темам: «средневековье», например, «Канада и ее территории-провинции-города», т. е. пишут по теме, а не про разделы языковые: числа, части речи, предложение. Тут же делали свой проект «мой замок» с планом-схемой, расписанными ролями «я — леди, жена лорда, делаю то-то и то-то, мои слуги ..., я ...» или «я — крестьянин... и т. д.» В начале года делали «мемори-бокс» с воспоминаниями о лете + рассказ о своих приключениях. Недавно был новый проект «спич» — речь на тему. Тему выбирали сами еще в декабре, утвердили с учителем, написали вчерне, написали подробнее, написали набело и «держали» перед классом. Для этого: план, как надо стоять, как поддерживать зрительный контакт с аудиторией, много чего еще (по-делу, мне даже понравилось) К сожалению, детка заболела ветрянкой и пропустила. Может еще успеет потом. Она выбрала тему «Моя российская школа».

— «математика». Тут вроде все понятно, математика. Проходят сейчас явно то, что ребенок учила во втором классе, но я этому даже рада, т. к. язык подтягивается. В начале года довольно долго вспоминали материал, повторяли. В основном классе выдали учебник красочный и толстый, там как в российских: разбивка по урокам, немного теории, практика, несколько заданий на дом (иногда детеныш всё успевает сделать еще в школе). Сейчас учили таблицу умножения, след. тема — фигуры геометрические.

— «наука» Разные сферы: «обитатели леса», «камни и минералы» (детеныш гордая утащила туда свою книжку «минералы», учительница даже попросила почитать на выходные. Наверно картинки смотреть будет, т. к. она на русском :-)) Делают какие-то схемы, вырезают, клеят, несут ксероксные бумажки с описанием чего проходят, листы для заданий. Про животных тоже был проект, выбрать свое животное, нарисовать его большим, на обороте — пищевую цепочку, привычки, кто враги.

— «музыка», тут попалась русская учительница. В начале года в школе купили за небольшую денежку (типа 10 долл.) блокфлейту, причем не игрушечную, а настоящую ямаховскую. С её помощью проходят нотную грамоту, играют мелодии, есть дом.задание. Ребенок с удивительным упорством за это занялся, наигрывает себе... я очень рада.

— «Французский» начался с 4-го как раз класса. Это здорово, т.к. в нем детеныш идет наравне со всеми. Учительница по нему — наша классная. Не говорит на англ. принципиально, только французский. Каждое слово сопровождается каким-то жестом. Дети запоминают на удивление быстро и с удовольствием, сама она мне говорила, что и местные учителя удивляются, такая методика вроде новая. К дню ветеранов в октябре учили канадский гимн на фр. и пели потом на вечере.

— физкультура. каждый второй день есть в расписании. бегают и прыгают.

— еще другие уроки есть, рисование, типа труда, еще что-то. Не помню больше. Это — основные. Да, ходят в библиотеку и компьютерный класс (учат там правильно руки располагать на клавиатуре и набирать текст всеми пальцами и еще говорили об информационной безопасности: вирусах и пр.)

В ребенкином классе 24 человека — отовсюду, есть мальчик и девочка наполовину русские, 4 человека вроде числятся есл.

Уроки начинаются в 8:40, заканчиваются в 15:20. Если опоздал — иди в офис и бери «бумажку об опоздании». Каждое утро по радио поют гимн Канады. Если отсутствует ребенок — надо звонить и сообщать, иначе будут звонить сами и выяснять — такая программа «safe arrival» типа «безопасное прибытие».

Уроки по полчаса или часу (важные), 2 раза перемены по полчаса, когда они могут идти на улицу (если погода позволяет) Это — одно из замечательных отличий от российской школы, тут они дышат и нагуливаются, отдыхают. В середине дня — ланч-обед. Те, кого родители определили на ланч в школе и подписали бумагу об этом, идут в спортзал, там за столами обедают из своих сумочек (тут целая индустрия есть: сумки-термосы, непроливайки-боксы, наборы, бутылки и пр.) Потом сумки кладут в ящик и дежурные разносят их по классам. Дежурный же отмечает, все ли тут. Да, по вторникам — особая программа «безмусорный ланч»: нельзя приносить одноразовую посуду, фольгу, инд. упаковки, еще чего-то — бумагу присылали. Есть бригады добровольцев, которые это дело блюдут и проверяют. После обеда — прогулка или если непогода, то игры в зале.

Во время гуляний, до и после уроков есть дежурные учителя, они носят яркую ленту через плечо и контолируют, чтобы никто не разбегался далеко (есть границы) не переходил дорогу. Также группа старшеклассникоа стоит вдоль дороги утром и вечером в униформе — останавливают машины и переводят детей.

Общение школы с родителями происходит посредством приносимых бумаг: объявления, рекламы, напоминания всяческие, планы и ежемесячные отчеты (пишут о результатах и планах, чего достигли, «у секретарши родился сын — поздравляем», «внимание, в школе — ветрянка», «как мы отметили день ветеранов», «приходите на праздник» и прочее). У меня уже целый ящик скопился таких посылок, надо разобрать. Еще учитель пишет в дневнике, а родитель подписывается каждый день.

Школа 2-х этажное здание со спортзалом не очень большим и огромным полем вокруг, есть детская игровая площадка. Наша школа — большая, вокруг нее много рентованных билдингов, здания не хватает, поэтому вокруг настроены такие «сарайчики» — portables — отдельные домики без фундамента. Отопление везде электрическое, так что в них вполне тепло. Все они (7 штук, недавно еще один установили, стало 8) окружают основное здание школы и соединены асфальтовой площадкой. Внутри — как обычный класс, не отличить, при входе — вешалки для одежды и ящик для ланч-боксов. Парты 1-местные, составлены по 2–3, рядами, после НГ переставили их, у ребенка есть свой стол, периодически пересаживают. Еще есть круглые столы — для общих занятий. Еще есть ковер, где проводятся некоторые уроки (!) учитель при этом сидит в кресле не за своим рабочим столом, дети сидят на ковре вокруг. Есть шкаф с книгами, настольными играми и рисовальными принадлежностями. Если задание сделал — можешь идти тихонько читать или играть. Не все уроки проходят в этом домике, на некоторые надо идти в другие или в основное здание (минус — не все одеваются как следует)

Расписание. Есть 6-дневное расписание. В начале месяца выдают бумагу-календарь, где указано, когда какой день занятий. Т. е. в этот понедельник — день 1, далее все перебираются, в следующий вторник — снова день 1, и тд.

Оценки. Это дело личное, касается ТОЛЬКО ученика, учителя и родителя. Тоже — одно из чудесных качеств местной школы. Никаких «позор двоешнику Перестукину», «Вася тянет наш класс назад». Ученики даже не знают чужих оценок. Результаты за семестр приносят дети в запечатанных конвертах, надо поставить подпись в дневнике, что получил. Прошлый репорт об оценках пришел 7 декабря, следующий — 29 марта и должен быть еще один в конце учебы. Там есть ребенкины отметки (А = 5, В=4, С=3) с описанием, что должен делать и что получается, выписаны сильные стороны и (!) перспективы (а не «вот это плохо»). Социальные навыки общения в коллективе обозначены (отлично, хорошо, удовлетворительно, «needs improvement» — не «плохо»). В-общем, и на словах, и на бумаге всячески избегают упоминать о «неуд», а только указывают где надо еще постараться. Мне это прям нравится.

Еще. Местная система подсчета результатов мне кажется гораздо более справедливой. Есть вот в тесте по математике 36 примеров, считают их все, указывают кол-во сделанных: 27/36, это «В», 32/36 — «А» оценка. Помнится, меня и ребенка страшно расстраивали правила оценок в России: задача не (до)решена — уже 3, одно задание неверно — о 5 речи быть не может. А по сути, решено 95% заданий. Разве это честно?

Также по языковым тестам.

Пишут карандашами!!! С ужасом детеныш вспоминает, как они писали ручками, да еще несколькими цветами одновременно. Карандаш можно подтереть, исправить, переписать свою ошибку, это не страшно. Кстати, она стала писать гораздо аккуратнее и чище, без особых наездов с моей стороны. Хочет купить набор для каллиграфии и попробовать пером (!!!) Это что-то невероятное. Кто помнит, какие были у нас проблемы на этом фронте? Сколько нервов и слез пролито!

В качестве поощрения ребятам дают наклейки маленькие. За урок хороший, за помощь, за пользу любую: мордочку с улыбкой или звездочку, или «супер», или «Ты — звезда». Детеныш их клеит себе на тетради или над столом, довольна.

Домашние задания. Есть они, несмотря на заверения некоторых. Значительно меньшего объема и трудности, чем российские, максимум времени на них — час по правилам. Детеныш делает все сама и контролирует себя. Я только напоминаю, когда зачитается после обеда, что пора уже делать. Всегда задают читать англ. Я настаиваю еще и на переводе, чтобы училась мысль передавать на русский. Детеныш недавно (впервые!) принесла книжку из школы и заявила «эту я буду читать сама для собственного удовольствия, не приставайте ко мне!» :-))))))))))) Смешнаая! Это тоже веха.

Есть кружки по интересам после школы. Стоят символических денег типа 10 долл. за год.

Да, после получения репорта об оценках, проходят собрания, вернее интервью персональное родителя с учителем. Назначается время удобное, минут на 15 и можно обсудить дела, если надо — напроситься на ещё. Никаких обличений опять же нет, только подчеркивание что удается, а над чем еще надо поработать.

Дети все вроде спокойные, не обижают. Конечно, как везде есть группки-компании, в которые не хотят принимать новых, а может не понимают. Ну так это и у взрослых так, нелегко вписаться в новый коллектив, только потому что он новый. Ребенок не всегда это понимает, к сожалению. В любом случае никто никого явно не игнорирует. Когда детеныш читает или отвечает или докладывает, все слушают и вопросы задают. Подружки у нее — разные, девочка из Таджикистана и девочка из Ирана, другие. Языка вроде хватает для общения. Играм новым научается, присказки приносит.

Маленькие выводы. Школа местная, как уже понятно, мне нравится. Наверное, жизнь внесет свои коррективы, появятся и претензии и недовольство, но пока... ничто меня не корёжит, не раздражает. Язык — большая забота, но стараемся не раздувать из языка проблему. Знаю, что всё наладится. Не форсирую обучение. Мне кажется (пока) что более важно то, что она идет в школу с желанием, уроки делает без нервотрепки. Из России вспоминает подружек, а не учебу. И уж точно никто не печалится по тому прессингу, давлению на детей, который был раньше. Совсем не призываю видеть только плохое, концентрироваться на нем, живя в России, просто мне, нам это очень и очень мешало и осложняло жизнь.

Еще маленькие зарисовки из школьной жизни.

Присылали бумагу, согласны ли мы на поездку ребенка в Каса Лому (местный зАмок), стоит 10 долл. Там было место — подписаться, если есть возможность и желание сопровождать их (мне) для помощи учителю. Я прикинула, что в этот день могу школу свою задвинуть и съездить (интересно же!), подписалась, что вот я — согласная. Через несколько времени в дневнике запись «Спасибо Вам за желание помочь, в этот раз был выбран другой родитель, но мы надеемся, что вы снова выскажетесь добровольцем, когда сможете» И улыбка нарисована! Я прям млела, как душу греет.

У наших знакомых ребенок ходит в грейд 2, англ почти не знал до приезда, район поселения — не иммигрантский, в школе есл-программы нет совсем. Ну решили они, что им так лучше подходит. Мальчик гиперактивный, чересчур самостоятельный и нетерпимый. Учителя долго его уговаривали учиться, он ни в какую, гнет свою линию, «надо по-моему, это у вас не так устроено» и т. п. Так они к нему приставили тетку, говорящую по-русски, она с ним сидит за партой и говорит на ухо: бери это, делай это, смотри сюда, не делай так, пиши, не отвлекайся... Кошмар, конечно, но факт! Тетка — доброволец и делает это бесплатно в качестве помощи школе. Наверняка у нее свои цели имеются, может хочет поработать устроиться? А мама этого мальчика теперь пошла в школу сама волонтерить, в библиотеке один день в неделю книжки выдает. Отношения налаживает :-))

Учителей здесь называют «Миссис, мистер Ктототам». В начале года все дети учились правильно произносить и писать имена всех учителей. Первый диктант был по ним: миссис Хиндли, мисс Фибиг, мисс Економу, мистер Элкен... Забавно!

Надеюсь, мой рассказ покажется интересным. Я старалась.

Очень надеюсь не разочароваться в школе здешней и как можно дольше получать удовольствие :-)))

...»

Новости раздела

20 ноября 2013 г.
Ляля: перелёт с детьми
Ляля: устройство в школу
Ляля: прививки
Ляля: открытие домашнего детского садика
Алексей Осиевский: Опыт поступления в аспирантуру Канады

1 ноября 2013 г.
Siberian_girl: «В погоне за ветром, Или это сладкое слово „халява“»
Siberian_girl: поиск второй работы
Allinois: IELTS в Канаде
Сергей Бураков: в Канаду без английского

Ещё на сайте

Библиотека
Языки
Друзья
Дизайн
Авторский угол

Интернет

Québec
Maple Dip
CIC Canada
Map of Canada
Иммиграционный сервис Lawpoint.ca


Рейтинг@Mail.ru

wordpress statistics

Рейтинг@Mail.ru