«школьные годы чудесные...» / февраль 2006 г.
Авторы: Олевелая Эм и Борода
Супруга отписала друзьям в Россию обширное письмо про школьное житье-бытье. Поскольку тема показалась мне интересной для широкого круга заинтересованных лиц, выкладываю здесь слегка обезличенную версию (с позволения супруги, конечно :-))
(с)
«....
Привет!
Попытаюсь ответить на многие вопросы, которые мне задавали о ребенкиной школе, её адаптации и отношении.
Значит, школу я пыталась выбирать еще до переезда. Информация о школах открыта и имеется в интернете.
В 3-х и 6-х классах проводятся всеобщие тесты каждый триместр. Эти результаты суммируют и публикуют. Можно узнать (в скобочках показатели нашей школы):
место в рейтинге по региону (44 из 2850),
оценки учеников, их сравнение с регионом (там целый график по классам и предметам, у нас выше чем по Торонто и Онтарио),
процент оценок ниже «4» (11,5%)
процент детей, не учавствовавших в тестах (16,8%)
статитику по половому признаку (54% М),
процент детей есл (esl = english as a secong language) (87%, из них 29% приехали менее 2-х лет назад, 36% приехавших 35 лет назад),
кол-во учеников (732 на весну 2005)
даже кол-во лет обучения «наиболее образованного родителя» (16,7 лет)
некая средневзвешенная оценка, дающаяся Институтом Фрейзера по совокупности факторов и её тренд за последние 5 лет (9,6 из 10 возможных)
конечно же, школьная программа: какие предметы, спецпредметы, есл-программы, кружки, клубы и все такое прочее.
Уф. Даже полазила по всем сайтам сейчас чтобы выписать новые данные. Совсем не захваливаю нашу школу, не вижу в ней ничего особенного, просто такие цифры в статистике. Смотрела все эти данные перед поселением на данной территории.
Ученики приписаны к школам своего района, на сайте «гороно» (http://www.tdsb.on.ca) можно узнать, в какую школу будет ходить ребенок, введя адрес.
Еще есть школы
частные (про них даже не думаем, ибо они сильно платные),
католические и прочие религиозные (тоже не планируем),
французские, где преподавание на французском, а английский с 4-го класса как второй язык (туда надо поступать с 1-го класса, потом уже трудновато догнать), про них есть разные мнения среди народа, сама судить не могу.
В школу надо заранее регистрироваться, но вроде если живешь в этом районе, то все равно возьмут. Дома при хороших школах котируются и соответственно ценятся/стоят больше.
Распределяют по классам в зависимости от года рождения. Мы попали в 4-й класс (грейд).
Первые 2 года после приезда ребенок считается есл-студентом, для него везде ставится эта пометка, дополнительно объясняются тесты, некоторые задания просто отменяются из-за языка, дается дополнительная поддержка учителя, если в школе есть возможность основные предметы проводятся в есл-классах (сейчас у нас такой английский, со второго семестра детеныша перевели в общий класс по математике, т.к. она справлялась)
Начинают учиться в первый вторник сентября, первый понедельник день труда, выходной, так что «первое сентября» не всегда попадает на первое :-)))Каникулы были рождественские, с 24 декабря по 7 янв., будут весной 1317 марта, летние с конца июня по сентябрь. Еще есть несколько дней без уроков, что-то типа методических дней для учителей.
В самом начале ходила я узнавать, чего купить и приносить надо. Сказали: 1) рюкзак 2) ланч-бокс 3) кроссовки и спорт одежду для физ-ры 4) сменную обувь 5) карандаши и фломастеры в пенале.
За 5 или 6 долларов дали дневник-планнер на конкретный год с красочными страницами и справочными материалами, вполне похож на российский. В уголке перфорация, уголок отрываешь и он служит закладкой.
Еще принесли каждый типа коробки из-под мюслей (я икеевскую картонную) как стоячий фолдер широкий для персональных бумажек.
Периодически собирают по нескольку долларов на экскурсии или в благотворительные фонды.
По урокам. Есть в наличии:
«язык» На нем учат по темам: «средневековье», например, «Канада и ее территории-провинции-города», т. е. пишут по теме, а не про разделы языковые: числа, части речи, предложение. Тут же делали свой проект «мой замок» с планом-схемой, расписанными ролями «я леди, жена лорда, делаю то-то и то-то, мои слуги ..., я ...» или «я крестьянин... и т. д.» В начале года делали «мемори-бокс» с воспоминаниями о лете + рассказ о своих приключениях. Недавно был новый проект «спич» речь на тему. Тему выбирали сами еще в декабре, утвердили с учителем, написали вчерне, написали подробнее, написали набело и «держали» перед классом. Для этого: план, как надо стоять, как поддерживать зрительный контакт с аудиторией, много чего еще (по-делу, мне даже понравилось) К сожалению, детка заболела ветрянкой и пропустила. Может еще успеет потом. Она выбрала тему «Моя российская школа».
«математика». Тут вроде все понятно, математика. Проходят сейчас явно то, что ребенок учила во втором классе, но я этому даже рада, т. к. язык подтягивается. В начале года довольно долго вспоминали материал, повторяли. В основном классе выдали учебник красочный и толстый, там как в российских: разбивка по урокам, немного теории, практика, несколько заданий на дом (иногда детеныш всё успевает сделать еще в школе). Сейчас учили таблицу умножения, след. тема фигуры геометрические.
«наука» Разные сферы: «обитатели леса», «камни и минералы» (детеныш гордая утащила туда свою книжку «минералы», учительница даже попросила почитать на выходные. Наверно картинки смотреть будет, т. к. она на русском :-)) Делают какие-то схемы, вырезают, клеят, несут ксероксные бумажки с описанием чего проходят, листы для заданий. Про животных тоже был проект, выбрать свое животное, нарисовать его большим, на обороте пищевую цепочку, привычки, кто враги.
«музыка», тут попалась русская учительница. В начале года в школе купили за небольшую денежку (типа 10 долл.) блокфлейту, причем не игрушечную, а настоящую ямаховскую. С её помощью проходят нотную грамоту, играют мелодии, есть дом.задание. Ребенок с удивительным упорством за это занялся, наигрывает себе... я очень рада.
«Французский» начался с 4-го как раз класса. Это здорово, т.к. в нем детеныш идет наравне со всеми. Учительница по нему наша классная. Не говорит на англ. принципиально, только французский. Каждое слово сопровождается каким-то жестом. Дети запоминают на удивление быстро и с удовольствием, сама она мне говорила, что и местные учителя удивляются, такая методика вроде новая. К дню ветеранов в октябре учили канадский гимн на фр. и пели потом на вечере.
физкультура. каждый второй день есть в расписании. бегают и прыгают.
еще другие уроки есть, рисование, типа труда, еще что-то. Не помню больше. Это основные. Да, ходят в библиотеку и компьютерный класс (учат там правильно руки располагать на клавиатуре и набирать текст всеми пальцами и еще говорили об информационной безопасности: вирусах и пр.)
В ребенкином классе 24 человека отовсюду, есть мальчик и девочка наполовину русские, 4 человека вроде числятся есл.
Уроки начинаются в 8:40, заканчиваются в 15:20. Если опоздал иди в офис и бери «бумажку об опоздании». Каждое утро по радио поют гимн Канады. Если отсутствует ребенок надо звонить и сообщать, иначе будут звонить сами и выяснять такая программа «safe arrival» типа «безопасное прибытие».
Уроки по полчаса или часу (важные), 2 раза перемены по полчаса, когда они могут идти на улицу (если погода позволяет) Это одно из замечательных отличий от российской школы, тут они дышат и нагуливаются, отдыхают. В середине дня ланч-обед. Те, кого родители определили на ланч в школе и подписали бумагу об этом, идут в спортзал, там за столами обедают из своих сумочек (тут целая индустрия есть: сумки-термосы, непроливайки-боксы, наборы, бутылки и пр.) Потом сумки кладут в ящик и дежурные разносят их по классам. Дежурный же отмечает, все ли тут. Да, по вторникам особая программа «безмусорный ланч»: нельзя приносить одноразовую посуду, фольгу, инд. упаковки, еще чего-то бумагу присылали. Есть бригады добровольцев, которые это дело блюдут и проверяют. После обеда прогулка или если непогода, то игры в зале.
Во время гуляний, до и после уроков есть дежурные учителя, они носят яркую ленту через плечо и контолируют, чтобы никто не разбегался далеко (есть границы) не переходил дорогу. Также группа старшеклассникоа стоит вдоль дороги утром и вечером в униформе останавливают машины и переводят детей.
Общение школы с родителями происходит посредством приносимых бумаг: объявления, рекламы, напоминания всяческие, планы и ежемесячные отчеты (пишут о результатах и планах, чего достигли, «у секретарши родился сын поздравляем», «внимание, в школе ветрянка», «как мы отметили день ветеранов», «приходите на праздник» и прочее). У меня уже целый ящик скопился таких посылок, надо разобрать. Еще учитель пишет в дневнике, а родитель подписывается каждый день.
Школа 2-х этажное здание со спортзалом не очень большим и огромным полем вокруг, есть детская игровая площадка. Наша школа большая, вокруг нее много рентованных билдингов, здания не хватает, поэтому вокруг настроены такие «сарайчики» portables отдельные домики без фундамента. Отопление везде электрическое, так что в них вполне тепло. Все они (7 штук, недавно еще один установили, стало 8) окружают основное здание школы и соединены асфальтовой площадкой. Внутри как обычный класс, не отличить, при входе вешалки для одежды и ящик для ланч-боксов. Парты 1-местные, составлены по 23, рядами, после НГ переставили их, у ребенка есть свой стол, периодически пересаживают. Еще есть круглые столы для общих занятий. Еще есть ковер, где проводятся некоторые уроки (!) учитель при этом сидит в кресле не за своим рабочим столом, дети сидят на ковре вокруг. Есть шкаф с книгами, настольными играми и рисовальными принадлежностями. Если задание сделал можешь идти тихонько читать или играть. Не все уроки проходят в этом домике, на некоторые надо идти в другие или в основное здание (минус не все одеваются как следует)
Расписание. Есть 6-дневное расписание. В начале месяца выдают бумагу-календарь, где указано, когда какой день занятий. Т. е. в этот понедельник день 1, далее все перебираются, в следующий вторник снова день 1, и тд.
Оценки. Это дело личное, касается ТОЛЬКО ученика, учителя и родителя. Тоже одно из чудесных качеств местной школы. Никаких «позор двоешнику Перестукину», «Вася тянет наш класс назад». Ученики даже не знают чужих оценок. Результаты за семестр приносят дети в запечатанных конвертах, надо поставить подпись в дневнике, что получил. Прошлый репорт об оценках пришел 7 декабря, следующий 29 марта и должен быть еще один в конце учебы. Там есть ребенкины отметки (А = 5, В=4, С=3) с описанием, что должен делать и что получается, выписаны сильные стороны и (!) перспективы (а не «вот это плохо»). Социальные навыки общения в коллективе обозначены (отлично, хорошо, удовлетворительно, «needs improvement» не «плохо»). В-общем, и на словах, и на бумаге всячески избегают упоминать о «неуд», а только указывают где надо еще постараться. Мне это прям нравится.
Еще. Местная система подсчета результатов мне кажется гораздо более справедливой. Есть вот в тесте по математике 36 примеров, считают их все, указывают кол-во сделанных: 27/36, это «В», 32/36 «А» оценка. Помнится, меня и ребенка страшно расстраивали правила оценок в России: задача не (до)решена уже 3, одно задание неверно о 5 речи быть не может. А по сути, решено 95% заданий. Разве это честно?
Также по языковым тестам.
Пишут карандашами!!! С ужасом детеныш вспоминает, как они писали ручками, да еще несколькими цветами одновременно. Карандаш можно подтереть, исправить, переписать свою ошибку, это не страшно. Кстати, она стала писать гораздо аккуратнее и чище, без особых наездов с моей стороны. Хочет купить набор для каллиграфии и попробовать пером (!!!) Это что-то невероятное. Кто помнит, какие были у нас проблемы на этом фронте? Сколько нервов и слез пролито!
В качестве поощрения ребятам дают наклейки маленькие. За урок хороший, за помощь, за пользу любую: мордочку с улыбкой или звездочку, или «супер», или «Ты звезда». Детеныш их клеит себе на тетради или над столом, довольна.
Домашние задания. Есть они, несмотря на заверения некоторых. Значительно меньшего объема и трудности, чем российские, максимум времени на них час по правилам. Детеныш делает все сама и контролирует себя. Я только напоминаю, когда зачитается после обеда, что пора уже делать. Всегда задают читать англ. Я настаиваю еще и на переводе, чтобы училась мысль передавать на русский. Детеныш недавно (впервые!) принесла книжку из школы и заявила «эту я буду читать сама для собственного удовольствия, не приставайте ко мне!» :-))))))))))) Смешнаая! Это тоже веха.
Есть кружки по интересам после школы. Стоят символических денег типа 10 долл. за год.
Да, после получения репорта об оценках, проходят собрания, вернее интервью персональное родителя с учителем. Назначается время удобное, минут на 15 и можно обсудить дела, если надо напроситься на ещё. Никаких обличений опять же нет, только подчеркивание что удается, а над чем еще надо поработать.
Дети все вроде спокойные, не обижают. Конечно, как везде есть группки-компании, в которые не хотят принимать новых, а может не понимают. Ну так это и у взрослых так, нелегко вписаться в новый коллектив, только потому что он новый. Ребенок не всегда это понимает, к сожалению. В любом случае никто никого явно не игнорирует. Когда детеныш читает или отвечает или докладывает, все слушают и вопросы задают. Подружки у нее разные, девочка из Таджикистана и девочка из Ирана, другие. Языка вроде хватает для общения. Играм новым научается, присказки приносит.
Маленькие выводы. Школа местная, как уже понятно, мне нравится. Наверное, жизнь внесет свои коррективы, появятся и претензии и недовольство, но пока... ничто меня не корёжит, не раздражает. Язык большая забота, но стараемся не раздувать из языка проблему. Знаю, что всё наладится. Не форсирую обучение. Мне кажется (пока) что более важно то, что она идет в школу с желанием, уроки делает без нервотрепки. Из России вспоминает подружек, а не учебу. И уж точно никто не печалится по тому прессингу, давлению на детей, который был раньше. Совсем не призываю видеть только плохое, концентрироваться на нем, живя в России, просто мне, нам это очень и очень мешало и осложняло жизнь.
Еще маленькие зарисовки из школьной жизни.
Присылали бумагу, согласны ли мы на поездку ребенка в Каса Лому (местный зАмок), стоит 10 долл. Там было место подписаться, если есть возможность и желание сопровождать их (мне) для помощи учителю. Я прикинула, что в этот день могу школу свою задвинуть и съездить (интересно же!), подписалась, что вот я согласная. Через несколько времени в дневнике запись «Спасибо Вам за желание помочь, в этот раз был выбран другой родитель, но мы надеемся, что вы снова выскажетесь добровольцем, когда сможете» И улыбка нарисована! Я прям млела, как душу греет.
У наших знакомых ребенок ходит в грейд 2, англ почти не знал до приезда, район поселения не иммигрантский, в школе есл-программы нет совсем. Ну решили они, что им так лучше подходит. Мальчик гиперактивный, чересчур самостоятельный и нетерпимый. Учителя долго его уговаривали учиться, он ни в какую, гнет свою линию, «надо по-моему, это у вас не так устроено» и т. п. Так они к нему приставили тетку, говорящую по-русски, она с ним сидит за партой и говорит на ухо: бери это, делай это, смотри сюда, не делай так, пиши, не отвлекайся... Кошмар, конечно, но факт! Тетка доброволец и делает это бесплатно в качестве помощи школе. Наверняка у нее свои цели имеются, может хочет поработать устроиться? А мама этого мальчика теперь пошла в школу сама волонтерить, в библиотеке один день в неделю книжки выдает. Отношения налаживает :-))
Учителей здесь называют «Миссис, мистер Ктототам». В начале года все дети учились правильно произносить и писать имена всех учителей. Первый диктант был по ним: миссис Хиндли, мисс Фибиг, мисс Економу, мистер Элкен... Забавно!
Надеюсь, мой рассказ покажется интересным. Я старалась.
Очень надеюсь не разочароваться в школе здешней и как можно дольше получать удовольствие :-)))
...»
наверх
| |
|