Артефакт

Эпизод шестой.
Paw Wow в индейской резервации «Кахновэйк-14»

О неделе Африканских ночей, фестивале франкофонной Африки, соревновании китайских лодок-драконов или о грандиозном фестивале смеха расскажу как-нибудь в следующий раз, а сейчас речь пойдет о Кахновейке — территории народа Магавков (тех от которых произошло слово «томагавк» — то бишь «топор магавков»).

Июль. Монреаль живет фестивалями... Центр города переполнен сценами, зрителями и представлениями, меня же, как неуемного Тома Сойера не переставал манить к себе тихий, ничем не примечательный, но весьма загадочный «тот берег» реки (Экий балбес, скоро тридцатник стукнет, а он все в Тома Сойера играется).

В общем, здесь ЛаСаль, здесь мельницы, крепости и цивилизованные квебекуа, а как, интересно, поживают краснокожие братья «там», в загадочном «Кахновейке-14»? В общем, жить по соседству с индейской резервацией — это ли не мечта большинства советских мальчишек, сменивших буденовки и автоматы на перья и стрелы!.. Так что не побывать там я не мог себе позволить! Но, как и когда туда лучше попасть?

Заглядываю в газету в поисках работенки и тут Wow!.. В смысле — Paw Wow!.. 12-й ежегодный фестиваль индейских песен и плясок, и где, в Кахновейке — земле Магавков. Как мне удалось выяснить, магавки — это одно из племен великого ирокезкого союза, распространявшего свое влияние от Моря до Моря (не путать с Великой Арменией :) ) по линии Великих озер. В союз входили гуроны (здравствуй Игорь :) ), черокки и многие другие племена, говорящие на ирокезском наречии. Кстати, сказать, ряд ученых считают (например, Джон Кольер, «Индейцы Америки»), что Ирокезская Конфедерация — высшая форма политического объединения, которую когда-либо удавалось создать человечеству с точки зрения вовлечения локальных социумов в глобальное сообщество и их гармоничное сосуществование.

Что же касается этимологии слова «Кахновэйк», то следует сказать, что район набережной ЛаСаля тянется вдоль самого опасного участка великой североамериканской реки Святой Лаврентий... опасного, так как именно здесь находятся, остававшиеся долгое время непроходимыми судами, пороги. Из-за этого Монреаль долгое время оставался крайней точкой торгового пути по Великим озерам, пока в XIX веке не был наконец построен обходной канал. Собственно «кахновакэ» и переводится с ирокезского как «место водных порогов». В настоящее время в ЛаСале открыт красивый «Парк порогов», откуда вы можете наблюдать бурлящую во всей своей красе величайшую реку Северной Америки Св. Лаврентий, дающую приют миллионам перелетных птиц и любителям поплавать на каноэ. Так что, кто не доберется до индейской резервации «Кахновэйк-14» может посетить чудесный «Парк порогов» (Кахновакэ). Зрелище стоит того, не Ниагарский водопад, но все-таки!

Опять не могу обойти стороной многочисленные аналогии с Украиной! Помимо аналога торгового пути «из варяг в греки» (Великие озера — Торонто — Монреаль) и бульвара Шевченко в центре ЛаСаля, подходящего впритык к порогам, сама по себе нетронутая река Св. Лаврентий позволяет увидеть, каким был Днепр до постройки ГЭС, а остров Цапель в центре бурлящей на порогах реки — аналог запорожского острова Хортица, где славяне перетаскивали ладьи посуху и приносили в жертву реке петуха и где печенеги выследили и убили киевского князя Святослава. В историческом плане Монреальский остров Цапель не отстает от запорожского: археологи обнаружили здесь стоянки индейцев, датируемые началом нашей эры (так называемые охотничьи лагеря)... Вот это я уже понимаю!.. Это настоящая археология!.. А если вспомнить о священной земле первой цивилизации Америки — ольмеков (Икстлан — «земля цапель», то, вполне возможно, что все мезоамериканские цивилизации с Монреаля, с ЛаСаля, с Кахновэйка, с Бульвара Шевченко с нашего Острова Цапель и происходят... :) )

Но вернемся к нынешним обитателям этих мест: с ЛаСалем то все понятно, а что с Кахновэком?..

Первые три дня я пытался узнать что-либо по указанному в объявлении телефону, но... «молчание было ему ответом» (правда, в Квебеке вместо молчания автоответчик Bell-telecom).

Затем я попытался «прощупать» транспортное сообщение с «тем» берегом реки. Рядом со мной, надо сказать, есть 2 здоровенных моста: один автомагистральный (но никаких указаний на пешеходное или велосипедное сообщение по нему нет, а машины носятся с бешеной скоростью), второй — железнодорожный: на него-то я и возлагал свои надежды... Но я так понял, Кахновэйк не зря называется «14» (город-побратим Красноярска-16) — транспортная засекреченность полнейшая!..

Ж/д станция ЛаСаль (не путать с метро) удивительным образом напоминает полустанок из очень известного вестерна, где трое ковбоев под монотонное поскрипывание ветряка и полного отсутствия пассажиров ожидают прибытия редкого, но меткого поезда. Во-первых, заборчики и платформа деревянные, а самым примечательным строением является старый-престарый большой сарай с наглухо заколоченными окнами еще со времен индейского полководца Понтиака. И тишина... Во-вторых, немало колорита добавляет старая чугунная табличка, установленная здесь неким Пьером Перуссо в память о уведенной индейцами в плен жене, после грандиозного нападения на Лашин в ночь с 4-е на 5-е августа 1689 года. (Прямо оторопь берет, и скальп запотевает, может ну его «тот» берег к чертовой матери!.. Я индейцев и по телеку посмотрю).

Ну а уж когда я взглянул на расписание, то полностью окунулся в исторические реалии вековой давности: на «тот» берег ходит всего 2 поезда в день и то только по будням, к тому же никакой остановки в «Кахновэйк» вообще не значится (машинист видать старается ее на скорости проскочить),а сама станция ЛаСаль является единственной ж/д станцией от Монреаля до аэропорта Дорваль, не входящей в монреальскую зону... Так что я оказался в роли тех ковбоев: ожидай — не хочу, хоть всю жизнь :(.

Разочаровавшись в железнодорожном сообщении, я не унялся и решил обойти с объявлением в руках индейские сувенирные магазинчики в центре Монреаля... Но, никто ничего не знал, и только в одном, самом индейском из всех индейских «шопчиков» старая индианка сказала, что знает одно место, где в годы ее молодости проводились Пау Вавы, но это на границе Онтарио и Квебека и туда белых не пускают...

В общем, что бы попасть на тот берег, оставалось либо переплывать реку, либо еще раз проверить автомагистраль... И, о счастье, справа от моста обнаружился вход на узкую пешеходную дорожку, а это значит — есть проход!..

Хождение по гигантскому мосту с плеером через красивейшую реку Св. Лаврентий, это, я вам доложу, само по себе удовольствие невероятное: с одной стороны бурлящая река, а с другой — бурлящий поток машин. В общем, мост пройден, и я вступаю на «запретную» территорию индейцев... Однако первое, что бросается в глаза — много приличных домиков и невероятное количество флагов США... ну, и полным-полно сидящих на верандочках и прогуливающихся по поселку самых настоящих европеоидных американцев. В общем, первое впечатление: Кахновэйк не столько похож на индейскую резервацию. Сколько на резервацию англофонов, так как французский здесь ужасная редкость.

Ну, а где же Пау Вав? Американский старичок обливающий с веранды своего домика прохожих водой, поприветствовал меня первым струей воды в лицо из шланга и на мой вопрос весело отрапортовал: «А, Пау Вав!.. Еще милю прямо по дороге и увидишь! А вообще попроси этих, они тебя подвезут!»

«Этими» оказалась стайка 4-рех бледнолицых белобородых дедушек-велосипедистов, украсивших себя и свои велосипеды перьями и шкурками диких зверей. На его призыв дедушки было приостановились, виновато указали на небольшие размеры своих транспортных средств дескать, Боливар двоих не вынесет :) и, резвясь как дети, покатили по дороге дальше.

Но меня подвозить и не надо! Главное, что Пау Вав действительно есть!

Центральная улица — большой типи (индейский дом) и магазинчик сувениров, рядом церквушка — Святой Текаквитхаки с кукушкой на кресте на манер пушкинского «золотого петушка» (сразу почему-то вспомнился «Полет над гнездом кукушки») и памятник 5 магавкам, погибшим на фронтах 2-й мировой войны (не те ли это 4 танкиста и собака, поставившие на колени фашистскую Германию :) ).

Ну а дальше, красивый миниатюрный канальчик, перехожу через мостик и я в центре индейского торжества! (Опять же, прежде всего его следует назвать американским торжеством, так как добрая половина танцоров и гостей приехала сюда из США). Вообще, 1000 Пау Вавов проходят по всей Северной Америке и все лето напролет единственно чем «продвинутые» индейцы занимаются (я имею ввиду певцов, танцоров, торговцев сувенирами) — ездят с места на место балаганом, так как каждые летние выходные где-то обязательно проходит очередной Пау Вав.

В общем, хорошо быть индейцем!.. (В детстве я так и думал).

В центре поляны большая сборная арена для зрителей, а сбоку 10 барабанов для индейского кругового пения. Должен заметить, что мне доводилось слышать приближенное к индейскому пение в кругу возле барабана в СНГ, но все-таки настоящие индейцы — есть настоящие индейцы. И дело даже не в антропологической предрасположенности к пению. А в том, что связки разрабатываются с самого детства... А когда этих самых певцов собирается много в одном месте... аж все клеточки пробирает!.. (А может, просто акустика хорошая :) )

У всех танцующих порядковый номер на одеждах так просто к ним не примажешься :(. Настоящий индейский наряд хорошие деньги стоит или требует много времени и кропотливого труда, но до цен на национальное японское кимоно ему еще ой как далеко.

На мое счастье, вскоре пошел дождь и поскольку зрителей было не много, появилась реальная возможность «потусоваться» и потанцевать в кругу вместе с индейцами. Один мужик в одежде гурона даже принялся меня подзадоривать... А танцевать в общем-то не сложно. Сложнее добыть индейскую родословную и особенно костюмчик :). А вообще, выделяется специальное время, чтобы потанцевать могли все желающие.

Однако, из индивидуальностей больше всего меня поразил ведущий этого шоу. Два дня он трепал языком не переставая, пел вживую вместо фонограммы, играл на барабанчике и пару раз танцевал. В общем, харьковской группе «Шаман» есть еще чему поучиться :).

Потом в пляс пошли индейские бабушки...

А какие индеаночки понаприезжали со всей Америки!.. Тут одна сидела рядом со мной :) с ребенком :(, так я не знал куда смотреть, на нее или на бабушек...

В общем, по всем параметрам — кайф! О таком мероприятии я мог только мечтать, да еще и все рядом, прямо у меня под боком. Два дня 10 км пешком по мосту туда, потом обратно... Но это специально для меня, любителя пешего хода. А так, в принципе, лучше всего на машине.

А под конец награждение... снятие флага... не успело зайти солнце, а от шумного табора остался только пустырь и несколько запоздавших торговцев хот-догами... Все так быстро, как будто ничего и не было!

P. S. Хорошо быть индейцем...

К сожалению Пау Вав — лишь вершина индейского айсберга. Для основной массы индейского населения вершиной карьерного роста остается работа лесным пожарным, ну а городским — это как для нас стать космонавтом :).

Возможно, единственное белое пятно — мысли о Великом Иране, Великом Китае, Великой России, где жизнь коренного населения безмерно хуже и беспросветней, где бледнолицые безо всякого зазрения совести продают их нефть, их алмазы, их золото на Запад, а на вырученные деньги строят планы Великого Коммунистического Китая, Великого Исламского Ирана, Великой Православной России :(.

Кстати, по окончании Пау Вав здесь же, в Кахновэйке, целую неделю проходили переговоры между представителями федеральных властей Канады и союзом индейских племен о новых условиях суверенитета Первых Наций. Вообще, в Канаде ни один крупный земельный проект не реализуется без согласия Первых наций (индейцев и эскимосов). Показательна ситуация в Лабрадоре и Британской Колумбии. В первом случае пришлось составлять новый проект ГЭС из-за несогласия эскимосов, во втором, индейские вожди требуют права на владения нефтяными месторождениями острова Рэйн-Шарлотт возле Ванкувера.

Но это и немудрено, как говорит мудрая ирокезская поговорка: «Каронхиаке сосвас кениё» — «Рай пахнет нефтью» :). Их, ирокезской, эскимосской, бедуинской, курдской, бушменской... их ханты-мансийской нефтью :(.

← Эпизод пятый | Эпизод седьмой →

Новости раздела

20 ноября 2013 г.
Ляля: перелёт с детьми
Ляля: устройство в школу
Ляля: прививки
Ляля: открытие домашнего детского садика
Алексей Осиевский: Опыт поступления в аспирантуру Канады

1 ноября 2013 г.
Siberian_girl: «В погоне за ветром, Или это сладкое слово „халява“»
Siberian_girl: поиск второй работы
Allinois: IELTS в Канаде
Сергей Бураков: в Канаду без английского

Ещё на сайте

Библиотека
Языки
Друзья
Дизайн
Авторский угол

Интернет

Québec
Maple Dip
CIC Canada
Map of Canada
Иммиграционный сервис Lawpoint.ca


Рейтинг@Mail.ru

wordpress statistics

Рейтинг@Mail.ru